Чилийский президент попросит Сальвадор о помощи в реформе тюремной системы

Винсент ван Гог. Прогулка заключённых. 1890
Винсент ван Гог. Прогулка заключённых. 1890

Избранный президент Чили Хосе Антонио Каст обратился к президенту Сальвадора Найибу Букеле с просьбой о сотрудничестве в целях «улучшения» пенитенциарной системы Чили, заявил чилийский лидер 30 января на пресс-конференции в президентском дворце в Сан-Сальвадоре.

Хосе Антонио Каст подчеркнул, что Чили не станет слепо копировать сальвадорскую модель. «Мы хотели бы обратиться к вам с просьбой о сотрудничестве в вопросах улучшения нашей пенитенциарной системы, в вопросах более глубокого изучения вашей системы уголовного права. Необязательно делать то же самое, но, учитывая нашу реальность, мы могли бы что-то усовершенствовать», — сказал Каст. Он назвал Сальвадор «маяком в мире, охваченном преступностью». В ответ Найиб Букеле выразил удовлетворение итогами встречи и выбором чилийского народа.

В рамках визита Каст в сопровождении будущего министра безопасности Марии Тринидад Штайнерт повторно посетил Центр содержания террористов (CECOT) — крупнейшую тюрьму строгого режима. Политика Букеле, реализуемая в условиях чрезвычайного положения с 2022 года, привела к резкому снижению уровня убийств, однако методы, включая массовые задержания и создание мегатюрьмы, критикуются правозащитниками.

По данным правозащитных организаций, условия содержания в CECOT характеризуются крайней строгостью: заключенные проводят в камерах по 23,5 часа в сутки, лишены свиданий, а за время чрезвычайного режима в местах лишения свободы погибли не менее 470 человек. Бывший член подкомитета ООН Мигель Сарре заявлял, что тюрьма используется, чтобы «избавиться от людей без формального применения смертной казни».

В ответ на критику президент Сальвадора отметил, что не понимает, почему правозащитники делают приоритетом тех, кто «устраивает резню, убивает детей, насилует женщин». Рассчитанная на 40 000 человек тюрьма также используется для размещения депортированных из США лиц, обвиняемых в связях с бандами, в рамках соглашения с администрацией Дональда Трампа.