Ученые ТПУ выяснили, что осознанное потребление «приходит с возрастом»
Исследование проблемы осознанного потребления в условиях социально-экономической нестабильности провели ученые Бизнес-школы Томского политехнического университета (ТПУ), 28 декабря сообщила пресс-служба вуза.
Исследование опиралось на опрос фокус-группы, в которую вошли люди двух возрастных категорий — молодые, в возрасте 25–35 лет, и 60–70-летние пенсионеры. При этом участники опроса имели разный уровень образования и род деятельности. Полученные результаты показали прямую зависимость понимания осознанного потребления от возраста респондента.
Ученые разработали гайд-интервью (с определенным порядком вопросов, определяющих цель интервью), вопросы которого охватывали 29 тем, что позволяло получить оценку потребительского поведения респондентов, узнать их мнение о периодах социально-экономической нестабильности, мотивы и ценности потребителей, существующие практики осознанного потребления и др.
Руководитель исследования по проекту «Осознанное потребление как практика адаптации в условиях социально-экономической нестабильности», доцент Бизнес-школы ТПУ к. э. н. Елена Клемашева рассказала:
«Основная задача первого этапа исследования — получить представление населения об осознанном потреблении, поскольку сегодня в научном и публичном дискурсе существует множество определений данного понятия и его характеристик. Кроме того, блок вопросов был связан с уточнением общественного мнения о влиянии социально-экономической нестабильности на формирование практики осознанного потребления».
В результате обработки полученных ответов исследователи установили, что опрошенные понимают осознанное потребление по-разному и такое понимание зависит от возраста респондента. Наиболее часто «осознанным потреблением» назывались отказ от импульсивных покупок, повторное использование вещей, осознание рисков и последствий потребления, заботу об окружающей среде, ориентацию на функционал покупок, а не на моду.
«Респонденты, — по словам Елены Клемашевой, — отмечают, что развитие осознанного потребления должно включать повышение уровня осведомленности населения, в том числе с раннего возраста. При этом в старшей группе респонденты отмечали, что осознанность приходит с возрастом».
Проведенное исследование, считают ученые ТПУ, показало в том числе, что поднятая ими тема осознанного потребления требует комплексного государственного подхода, который должен включать просвещение населения и развитие культуры осознанного потребления. В то же время участники фокус-группы назвали основным препятствием на пути к осознанному потреблению недостаток инфраструктуры для его реализации.