В НИУ ВШЭ представили «портрет» креативного класса России
Спецвыпуск научного дайджеста «Креативный класс России: портрет в цифрах», в котором даны результаты количественного анализа страты людей творческих профессий в стране, опубликовал НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», сообщает 10 января пресс-служба Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ).
Креативным классом принято называть лиц, профессия которых связана с творческой и интеллектуальной деятельностью.
Исследование креативного класса России, представленное в дайджесте, было выполнено сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Согласно представленным в дайджесте данным, в 2021 году численность креативного класса в России равнялась 3,4 млн человек, что составляет 4,8% от общей численности занятых; при этом за последние пять лет она возросла почти на треть.
Две профессии — специалисты по рекламе и маркетингу (24,4%) и разработчики программного обеспечения (19%), составляют чуть менее половины (43,4%) всех занятых в этом сегменте, а десять творческих профессий охватили около 68% занятых.
Креативный класс во всем мире в основном сконцентрирован в столицах и крупнейших городах. В России более четверти (25,1%) его представителей сосредоточены в Москве, в Московской области их 8%, Санкт-Петербурге — 7,9%, Краснодарском крае — 3,2%, Татарии — 2,5%, Свердловской области — 2,5%.
Возраст типичного представителя российского креативного класса составляет 25–34 года. Обычно это молодой мужчина с высшим образованием. При этом в последние годы прослеживается тенденция старения данной категории работников, однако это характерно и для всего рынка труда.
Представления о том, что креативные работники в большинстве своем трудятся по гибкому и ненормированному графику работ, в России не соответствуют действительности. В РФ у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день.
Только около половины людей, занятых в творческих профессиях в России, работают по полученной в вузах специальности. Наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей для них стали, однако, именно профессиональные навыки в выбранной деятельности, умение использовать профессиональную документацию, а также цифровые компетенции.
Наиболее востребованными универсальными навыками для людей, занятых творческой деятельностью, являются многозадачность, умение принимать решения, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость. Однако, как показало исследование, именно эти навыки оказались и наиболее дефицитными.
«В выполненном исследовании впервые предпринята попытка количественно описать российский креативный класс с учетом принятых в мире теоретико-методологических подходов и статистических классификаций, — отмечают его авторы. — Полученные результаты могут быть положены в основу дальнейших исследований креативной экономики, а также послужить базой для формирования научно обоснованных экономических оценок развития креативного класса в России и других странах».