1. Мироустроительная война
  2. Курдский вопрос
Эрбиль, / ИА Красная Весна

Исламский лидер иракских курдов посетил Турцию

Генеральный секретарь Исламской партии Курдистана (ИПК) посетил Турцию в конце ноября, где он провел встречи с турецкими чиновниками с целью снижения напряженности отношений между Анкарой и Эрбилем после курдского голосования 25 сентября, сообщает Rudaw со ссылкой на источник в ИПК.

Салахадин Бахадин, глава Исламского союза Курдистана, провел встречи с начальником разведки Турции Хаканом Фиданом и другими высокопоставленными турецкими чиновниками.

Сообщается, что лидер ИПК и советник по национальной безопасности Турции Хакан Фидан встречались дважды. Первый визит был коротким и служил для согласования следующей, более продолжительной встречи. Еще одну встречу Бахадин провел с Мехди Экером, вице-президентом правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и главой отдела по связям с партиями.

По сообщению источника, сам президент Эрдоган счел невозможной встречу с курдскими лидерами, включая лидера ИПК, но согласовал встречу должностных лиц из ПСР и правительства с курдской делегацией.

Как сообщил Бахадин по возвращении в Курдистан, он провел встречи с ключевыми чиновниками, принимающими решения в рамках ПСР и правительства. На вопрос о встрече с Эрдоганом он ответил, что нет необходимости называть тех, с кем он встречался.

«Благодаря Богу, в нашей миссии был достигнут прогресс», — сказал тогда Бахадин.

Сообщается, что основной причиной ухудшения отношений с Турцией стал проведенный Курдистаном 25 сентября 2017 года референдум о независимости. Особенное недовольство Анкары вызывает то, что Эрбиль не сообщил о своих намерениях заранее, несмотря на то, что премьер-министр Барзани сразу после референдума сделал заявление о том, что его попытки посетить Турцию и объяснить позицию КРГ турецким чиновникам лично не были согласованы принимающей стороной на протяжении нескольких месяцев.

Насрадин Синди заявил что для делегации ИПК очень важно донести позицию Эрбиля о том, что «слабый» регион Курдистана не в интересах Турции. «Разногласия между Курдистаном и Турцией не на пользу всем сторонам. У нас есть общие интересы, которые мы должны защищать» — сказал он.

Также пресс-секретарь отметил, что визит «растопил лед» во взаимоотношениях между Эрбилем и Анкарой. По его мнению, этот визит сильно способствовал тому, что визит Барзани в Париж состоялся.

Сам Нечирван Барзани высоко оценил поездку исламского лидера. «Он сделал все, что в его силах, как Генеральный секретарь Исламского союза Курдистана, чтобы нормализовать сложившуюся ситуацию. Это определенно благотворно повлияет на ситуацию в регионе Курдистана», — сказал Барзани.

Напомним: Турция жестко раскритиковала курдский референдум о независимости, состоявшийся в сентябре, и пообещала способствовать правительству Ирака в вопросах установления федеральной власти на Курдско-Турецкой границах и вопросах экспорта нефти из Курдистана. Однако по сей день курдская нефть продолжает поступать на международные рынки через Турцию.

На прошлой неделе Бахадин заявил государственному агентству Турции Анадолу, что курдский народ благодарен за то, что Турция не предприняла серьезных мер, несмотря на жесткую критику в отношении референдума.

Единственная санкция со стороны Турции против Эрбиля, — это закрытие своего воздушного пространства для международных рейсов в регион Курдистана и из него. Бахадин подчеркнул, что этот шаг был предпринят по просьбе иракского правительства.

Установленный Ираком запрет на международные рейсы означает, что должностным лицам для официальных визитов остается только два пути: через аэропорт Багдада либо через Турцию.

На прошлой неделе премьер-министр Барзани посетил с официальным визитом Францию и Германию, воспользовавшись вторым вариантом. Несогласие Турции могло бы привести к отмене этого дипломатического визита.

ИПК берет свое начало в движении «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и имеет тесные связи с другими ближневосточными исламскими партиями, включая АКП. Для нормализации отношений между Эрбилем и Анкарой партия привлекла своих турецких сторонников.

Ранее лидер ИПК использовал свои тесные отношения с главой тунисской исламской партии Эннахда, Рашидом Ганнучи. Бахадин попросил Ганнучи воспользоваться своими личными отношениями с Эрдоганом для «смягчения» турецких санкций в отношении Курдистана. Также лидер направил президенту Эрдогану два письма с призывом не принимать карательные меры против региона Курдистана, например, по вопросу о пересечении границ.