Доля юаня во внешней торговле Китая впервые превзошла доллар
Юань использовался в 49% трансграничных транзакций Китая в прошлом квартале, впервые превысив доллар, главным образом благодаря более открытому рынку капитала и большей торговле с Россией в юанях. Об этом пишет 24 июля еженедельник Nikkei Asia.
Nikkei проанализировал международную торговлю компаний, частных лиц и инвесторов, используя статистические данные Государственного управления иностранной валюты Китая.
Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, более известное как SWIFT, сообщает, что по состоянию на июнь доля доллара является самой большой в мире и составляет 42,02%, включая торговлю между странами, отличными от Китая. Доля юаня составила 2,77% и заняла пятое место в общем зачете после евро, британского фунта и японской иены.
Доля юаня в глобальных платежах остается небольшой по сравнению с размерами экономики Китая, но выросла с 1,81% примерно пять лет назад. Двусторонние платежи, подкрепленные экономическим влиянием Китая, постепенно расширяют свои позиции.
По данным Народного банка Китая, в 2022 году объем трансграничных расчетов в китайской валюте составил 42,1 трлн юаней (5,85 трлн долларов). Объем операций с капиталом составил 31,6 трлн юаней, или около 75%, а остальная часть приходится на операции по текущим счетам, такие как торговля.
Международные платежи в юанях в прошлом квартале выросли на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,51 трлн долларов, в то время как платежи в долларах сократились на 14% до 1,4 трлн долларов, что стало первым кварталом, в котором китайская валюта вырвалась вперед, начиная с 2010 года.
Китай впервые разрешил производить расчеты по торговым платежам в юанях в 2009 году. Это включало расчеты за фрахт, услуги и переводы по текущим счетам, а также расчеты по операциям с капиталом, в том числе по акциям и облигациям.
Открытие Китаем своих рынков капитала и отказ от доллара в торговле стали ключевыми факторами перехода к юаню.
Китайское правительство открыло двери для иностранных инвесторов для торговли акциями и облигациями, номинированными в юанях, через Гонконг с помощью программы Stock Connect, которая была запущена в 2014 году, а затем Bond Connect в 2017 году. Аналогичные ссылки для биржевых фондов и процентных свопов дебютировали в 2022 году и в этом году соответственно.
Что касается торговли, то Россия стала больше использовать юань — в том числе для экспорта своей нефти в Китай — с тех пор, как западные санкции, введенные в прошлом году, отрезали ее от платежных систем в долларах и евро. По данным Центрального банка России, в марте китайская валюта составила рекордные 39% от общего объема на российском валютном рынке.
Пекин дал понять, что, похоже, будет прилагать больше усилий для расширения роли юаня в трансграничных платежах.
Усилия по стимулированию международного использования валюты застопорились после того, как девальвация 2015 года непреднамеренно взбудоражила рынки. Но президент Си Цзиньпин заявил на съезде Коммунистической партии в октябре прошлого года, что интернационализация юаня будет продвигаться «упорядоченным образом», предвещая более активный подход, чем предыдущий, который формулировался как «устойчивый и благоразумный».
С этой целью Пекин подписывает двусторонние соглашения. Китай и Бразилия, которые считают азиатскую страну основным рынком сбыта сои, в марте достигли соглашения, позволяющего осуществлять прямые обмены между юанем и бразильским реалом без использования доллара США в качестве посредника. Аргентина заявила в апреле, что перейдет с долларов на юани для оплаты импорта из Китая.
Многие развивающиеся экономики стремятся уменьшить свою зависимость от доллара, и использование Вашингтоном доминирующего положения доллара для введения санкций против России стало дополнительной мотивацией. Юань только выиграет от этого сдвига.
Это может подстегнуть отделение валют или формирование валютных блоков, при этом крупные демократические страны продолжат использовать доллар, в то время как Китай и страны с тесными политическими или экономическими связями с Пекином перейдут на юань, прогнозирует еженедельник.
Китай также рассчитывает использовать свою огромную покупательную способность, чтобы ослабить влияние доллара на сырьевых рынках. Государственная Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация. (CNOOC) и французская TotalEnergies в марте завершили первую в Китае закупку сжиженного природного газа в юанях.
Более широкому международному использованию юаня препятствовал жесткий контроль за обменом валюты и ее перемещением в страну или из нее, призванный предотвратить большие колебания рынка. Некоторые наблюдатели ожидают, что Пекин постепенно ослабит эти ограничения, чтобы найти баланс между стабильностью и удобством использования.