Россия играет ключевую роль в сирийском урегулировании — дипломат
Выверенная и прагматичная политика на Ближнем Востоке позволила России играть ключевую роль в сирийском урегулировании, и этот опыт необходимо использовать для продвижения интересов нашей страны в регионе, заявила сотрудник Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ, профессор МГИМО Мария Ходынская-Голенищева 19 апреля в ходе публичной дискуссии по теме «Россия на Ближнем Востоке: обретение стратегии?», организованной Государственным академическим университетом гуманитарных наук (ГАУГН), Институтом востоковедения РАН и Российским советом по международным делам (РСМД).
Дипломат обратила внимание на открытость России к диалогу со всеми сторонами конфликта и региональными игроками. Благодаря этому, по словам Ходынской-Голенищевой, Россия является участником всех без исключения многосторонних форматов, в функции которых входит урегулирование кризиса в Сирийской Арабской Республике.
Она перечислила ряд переговорных площадок и платформ, включая Международную группу поддержки Сирии (МГПС) с ее Целевыми группами по прекращению огня и гуманитарному доступу, Астанинский формат, «Группу действий» Сирии, созданную в 2012 году. Не говоря уже о статусе постоянного члена Совета Безопасности ООН.
«Более того, у России налажено взаимодействие по сирийскому урегулированию со всеми без исключения игроками. Наша политика прагматична и деидеологизирована. И в этом смысле мы находимся в уникальном положении», — сказала дипломат.
Ходынская-Голенищева обратила внимание на то, что существенной деэскалации ситуации в Сирии и вокруг нее удалось добиться благодаря сочетанию кропотливой дипломатической работы с усилиями по борьбе с терроризмом. В этом контексте она напомнила о создании четырех зон деэскалации в Сирии решением стран Астанинского формата — России, Ирана и Турции — и последующей практически бескровной ликвидации трех из них (Восточная Гута, Хама/Хомс, Юг Сирии) путем применения переговорной тактики.
Более того, дипломат напомнила, что плотная работа с влиятельными государствами региона позволила добиться прорыва в политическом процессе сирийского урегулирования — создания Конституционного комитета.
По мнению сотрудницы МИД РФ, наработанный на сирийском треке опыт урегулирования региональных конфликтов может быть эффективно использован для решения других кризисов на Ближнем Востоке.
Напомним, меморандум о создании «зон деэскалации» в Сирии был подписан 6 мая 2017 года. Странами-гарантами соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике стали Иран, Россия и Турция.
Согласно документу, в САР создавались четыре зоны деэскалации: в провинции Идлиб и прилегающих к ней частях провинций Латакия, Хама и Алеппо, регионе, включавшем части провинций Хама и Хомс («растанский треугольник»), пригороде Дамаска Восточная Гута и некоторых районах южных сирийских провинций Сувейда, Кунейтра и Дераа.