1. Культурная война
  2. Факты в истории
Ахен, / ИА Красная Весна

Ученые выяснили, как религия повлияла на настольную игру в древнем Египте

Изображение: Британский музей
Фрагмент папируса Ани с древнеегипетским религиозным сюжетом
Фрагмент папируса Ани с древнеегипетским религиозным сюжетом
Фрагмент папируса Ани с древнеегипетским религиозным сюжетом

Необычное сочетание ориентации и символов на доске для игры в древнеегипетскую игру сенет может означать, что доска демонстрирует недостающий переходный вариант игры между эпохами двух царств, считает антрополог из Маастрихтского университета (Нидерланды) Волтер Крист, сообщает 18 февраля Livescience.

Игра, называемая сенет, известна с начала третьего тысячелетия до нашей эры, с эпохи первой династии фараонов. Для игры использовалась доска с тридцатью квадратами на прямоугольнике по схеме 3 на 10. Точные правила игры утеряны для истории. Известно, что игрок перемещал шашки по полю. Количество ходов определялось при помощи броска двух палочек.

Квадраты на поле были пустыми, за исключением квадратов с 26-го по 29-й, на которых в одинаковой последовательности располагались символы добра, воды, числа 3 и числа 2.

Во время Нового царства, которое начинается примерно в 1550 году до нашей эры, доска для игры приобретает религиозное значение, связавшее ее с египетской Книгой Мертвых. Игра уподобляется путешествию души в потусторонний мир. Со временем обозначения на доске стали более замысловатыми.

В исторических данных о сенете есть большие пробелы. Например, в росписях и резьбе в гробницах, относящихся к времени четвертой и шестой династий (2613–2181 годы до нашей эры), присутствуют доски для игры. Однако, как отмечает Крист, пока не найдено ни одной доски, относящейся к этому периоду.

Новая экспертиза ранее не изучавшейся доски для сенета из Египетского музея розенкрейцеров в Сан-Хосе (Калифорния) может пролить свет на период между Средним и Новым царствами. Точный возраст доски неизвестен. Предположительно, она была вывезена из Египта до начала периода современных раскопок. Крист считает, что доска была изъята из захоронения без учета исторического контекста. Несмотря на то, что доска деревянная, ее возраст не проверяли методом радиоуглеродного анализа.

Стиль, в котором сделана доска, заинтриговал исследователя. С течением времени ориентация доски для сенета менялась. На протяжении большей части древней истории Египта игрок начинал игру в верхнем левом углу доски и заканчивал на украшенном квадрате в правом нижнем углу. Начиная с периода Среднего царства, украшенные квадраты переместились на верх доски, и игрок начинал играть снизу справа, а заканчивал сверху слева.

Ориентация доски из Сан-Хосе относится ко времени Среднего царства, однако декорированные клетки на ней украшены более сложно. Характерным орнаментом для этого периода были крестики или борозды. Например, последние второй и третий квадраты обозначались двумя и тремя линиями соответственно. Во времена Нового царства эти квадраты могли содержать изображения двух или трех богов; двух или трех птиц ба, олицетворяющих душу.

На доске из Сан-Хосе изображены иероглифы, изображающие символ добра, символ воды, трех сидящих мужчин и двух сидящих мужчин. Происхождение еще одной доски с такими же символами весьма туманно, предположительно, она относится к царствованию преемника Хатшепсут, Тутмоса III.

Крист считает, что сочетание ориентации доски из эпохи Среднего царства и символов декора из эпохи Нового царства дает основания предположить, что доска для сенета из Египетского музея розенкрейцеров была промежуточным звеном между игрой для развлечения и игрой, имеющей ритуальное, религиозное значение. Исследователь считает, что радиоуглеродное определение возраста доски поможет выяснить этот вопрос.