Для жителей Европы европейская цивилизация оказалась самой лучшей — Valeurs

Изображение: Иван Лазебный © ИА Красная Весна
Европа. Средиземное море. Ближний воток. Северная Африка
Европа. Средиземное море. Ближний воток. Северная Африка
Европа. Средиземное море. Ближний воток. Северная Африка

Наилучшей цивилизацией, предпочтительной для европейцев, оказалась собственная цивилизация, заявил Дэвид Энгельс, бельгийский политолог и философ, 10 июня пишет французский журнал Valeurs actuelles.

Бельгийский философ решил поделиться собственными мыслями о европейской цивилизации, прочитав 16 апреля 2024 года в Брюсселе лекцию на симпозиуме по национальному консерватизму. Для начала он заявил, что одновременно признавал равенство и эквивалентность всех великих цивилизаций. Но, с другой стороны, как европейский патриот, он был убежден, что лучше европейской цивилизации нет.

«Европейский патриотизм был основан на таких поверхностных элементах, как достижения европейских технологий, прогресс свобод, основанных на европейских ценностях и красота европейского искусства», — отметил философ.

В то же время, по его мнению, было важно помнить, что все вышеперечисленное нельзя было переоценивать. В силу каких-либо революционных технологических достижений некая иностранная цивилизация могла достичь такого уровня, что Европа отстала бы от нее безнадежно. Не могло ли это означать утраты веры в свою Европу, отказ от нее и обращение к другой, более совершенной цивилизации, задался вопросом бельгиец. И этот вопрос был не случаен.

Современная эпоха, с точки зрения лектора, показала глубокую эрозию европейских ценностей или даже их извращение, когда свобода превратилась в рабство, мир в войну, а невежество обрело силу. Та же европейская красота на фоне искусства египтян, греков, японцев или китайцев не могла говорить о себе в превосходной форме. Европа поняла, что никакого превосходства цивилизаций уже не было. А значит и нельзя было основывать патриотизм на какой-либо форме абсолютного превосходства европейской цивилизации.

Главное, что сравнивая все известные цивилизации, можно было сказать, что все великие цивилизации развили в своем собственном хронологическом и географическом контексте и на основе своих неповторимых первоначальных психологических предпосылок прекрасные проявления человечности. Все цивилизации стали результатом грандиозных поисков, направленных на то, чтобы воплотить в реальность конкретный и уникальный аспект трансцендентности.

При этом, во-первых, все цивилизации имели право жить. Поэтому не существовало «высшей» или «низшей» цивилизации, несмотря на то, что между ними были различия.

Во-вторых, глубоко изучая неевропейские цивилизации, можно было прийти к пониманию того, что цивилизации дополняли друг друга, но что их нельзя искусственно смешивать, не растворяя их. Действительно, все цивилизации были основаны на едином мышлении, из которого проистекали все их конкретные выражения. Эти выражения иногда могли вдохновлять другие цивилизации, хотя их основные предположения никогда не могли быть «смешаны», точно так же, как нельзя «смешивать» радикально разные языки, такие как китайский, арабский и латынь.

В-третьих, в отличие от других, европейцы не имели права отдавать предпочтение иным цивилизациям. Это было связано с тем, в первую очередь, что европейцы имели право и обязанность любить и защищать свою цивилизацию больше, чем любить и защищать «человечество»» или другие цивилизации, точно так же, как отдавать предпочтение своим семьям и нации, а не другим.

«У европейцев нет другого выбора, кроме любви к своей цивилизации, поскольку для подлинного и эмоционального участия в другой цивилизации потребовалась бы целая жизнь полная растворения в ней или самоассимиляция», — подчеркнул философ.

В-третьих, все цивилизации без исключения были основаны на определенной точке зрения на трансцендентность, и именно актуализация этой трансцендентности представляла собой первоначальный тезис в истории каждой цивилизации. Достижение трансцендентности — это истинная или даже единственная цель человеческого существования, и поэтому жители Европы, по мнению Дэвида Энгельса, должны с любовью и энтузиазмом принять христианскую традицию, веру, которая так неразрывно связана с европейской цивилизацией, как главный путь к истинному духовному совершенству.

Наконец, в-четвертых, человеческая жизнь должна иметь цель, смысл. Следовательно, быть европейцем в XXI веке это не прискорбная случайность, а миссия. Защищать цивилизационную Европу от всех ее внешних и внутренних врагов, черпать мужество, силу и мудрость в традициях предков и сохранять веру, несмотря на все искушения. В этом весь смысл существования, отметил в заключении бельгийский политолог.