Мнение. У Франции остался выбор между роспуском парламента и сменой власти
Судьба Франции оказалась целиком зависима от выбора между перестройкой и сменой президента, заявил адвокат и преподаватель частного права и основных свобод в Сорбонне Пьер Жантийе, 28 ноября пишет французский Valeurs actuelles.
По мнению Жантийе, Франция вступила в фазу политических потрясений. Одними из признаков этого стали напряженность, возникшая в ходе обсуждения бюджета страны на 2025 год, парламентская нестабильность и структурная слабость правительства Франции во главе с премьер-министром Мишелем Барнье. На этом фоне 2025 год может стать полем битвы, итогом которого будет роспуск Национального собрания Франции и даже отставка президента Франции Эммануэля Макрона и досрочные президентские выборы.
«На лицо тупик исполнительной власти и, как следствие, запланированное падение правительства Барнье», — отметил политолог, представив один из возможных сценариев будущего.
Такой сценарий исходил из того, как отметил правовед, что нынешняя позиция правительства Барнье была несостоятельна. Отсутствие большинства в разобщенном Национальном собрании в сочетании с растущей напряженностью вокруг закона о финансах делало его выживание крайне маловероятным. В этих условиях вотум недоверия мог решить его судьбу, поставив Макрона перед стратегической дилеммой: немедленно распустить нижнюю палату парламента или назначить новое правительство.
Однако, согласно статье 12 Конституции Франции выборы в законодательные органы были невозможны до июля 2025 года. В то же время создать новое правительство тоже было непросто, поскольку варианты были крайне ограничены, и все они, похоже, уже зашли в тупик.
Ранее все они уже рассматривались еще до создания правительства Барнье: правительство «нового народного фронта» (NFP), «национального объединения» (RN), под управлением республиканцев (LR) и во главе сторонников президента Франции из партии «Ренессанс» (Renaissance). Каждое из них имело свои недостатки и не могло быть создано из-за противодействия противостоящих друг другу политических сил.
Оставался вариант технического правительства. Но оно по своему определению сводилось бы к административному управлению без реальной возможности политического арбитража. Глава правительства был бы тенью президента Республики, просто выполняя ее решения, отметил Жантийе. Такая исполнительная власть была бы слабой, что обрекло бы ее к быстрому падению, способствуя еще более быстрому импичменту Макрона. Тогда Франция вступила бы в спираль, в которой роспуск парламента стал бы не вариантом, а необходимостью для президента Республики.
В этих условиях единственная стратегия главы французского государства заключалась бы в искусственном продлении статус-кво до июля 2025 года, когда роспуск станет юридически возможным. Все свелось бы к игру в Конституцию, сочетающую в себе бесконечные слушания премьер-министра с формальными дебатами в парламенте с одной единственной целью — пережить одногодичный срок для нового роспуска Национальной Ассамблеи.
В то же время Макрон, как отметил преподаватель по частному праву и основным свободам, мог объявить в марте 2025 года о намерении распустить в июле парламент. Это дало бы ему два стратегических преимущества: депутаты покинут ассамблею, чтобы подготовиться к своей избирательной кампании, сделав правительство временно неприкасаемым. При этом, общественность и средства массовой информации также перестанут давить на власть. Макрон получил бы передышку и мог подготовить общественное мнение к политической перестройке.
Напомним, что вся суть политического устройства Франции заключалась в том, что, согласно статье 5 Конституции Франции, президент Республики должен гарантировать нормальное функционирование государственных органов власти и преемственность государства. Поэтому Макрон не мог избежать роспуска, иначе его пребывание у власти будет признано несостоятельным и тогда его отставка станет неизбежной. В этом случае последуют досрочные президентские выборы, сопровождаемые выборами в законодательные органы для формирования нового большинства в соответствии с новыми президентскими выборами.
В любом случае, будь то роспуск нижней палаты парламента или отставка главы государства, политическая система Франции окажется перед единственным возможным горизонтом: горизонтом выборов. Конституция Франции, в ее голлистской строгости, не оставляет места для неопределенного застоя. Поэтому в 2025 году Франция будет вынуждена выбрать свою судьбу: либо перестройка, которая восстановит стабильность, либо смена президента, которая остановит распад власти. Выбор будет грубым и суверенным, отметил политолог в заключение.