Индонезия в БРИКС: «стратегическая защита» или вызов интересам США?

Митрофан Греков. В отряд к Будённому. 1923
Митрофан Греков. В отряд к Будённому. 1923

Официальное вступление Индонезии в организацию БРИКС — это осознанный рискованный ход в эпоху глобальных перемен во власти. Но этот шаг может также осложнить внешнеполитическую позицию страны, придерживающуюся принципа неприсоединения, если избранный президент США Дональд Трамп воспримет это как вызов интересам Америки, пишет 8 января газета South China Morning Post.

БРИКС, группа стран с формирующейся рыночной экономикой, которую часто рассматривают как противовес западным институтам, объявила о вступлении Индонезии в понедельник через своего нынешнего председателя Бразилию. На следующий день министерство иностранных дел Индонезии подтвердило новость, назвав это событие отражением ее «активной роли в решении глобальных проблем» и приверженности созданию «более инклюзивного и справедливого» мирового порядка.

Основанный в 2009 году Бразилией, Россией, Индией и Китаем, к которому позже в 2010 году присоединилась Южная Африка, БРИКС в прошлом году принял Египет, Эфиопию, Иран и ОАЭ. В совокупности его члены и партнеры представляют почти половину населения мира и более 41% мировой экономики.

Кандидатура Индонезии была одобрена лидерами БРИКС в 2023 году, но бывший президент Джоко Видодо, похоже, не решался присоединиться к группе. Вместо этого он выступил за членство в Организации экономического сотрудничества и развития, в которую входят США, Япония и 36 других стран.

Толчок к вступлению исходил от недавно вступившего в должность президента Прабово Субианто, который изменил осторожный подход своего предшественника и вскоре после избрания в октябре сделал членство в БРИКС приоритетной задачей. Это позволило бы стране «расширить партнерские отношения во всем мире и не оставаться частью какого-то определенного блока», говорил он в интервью национальной телекомпании Индонезии в то время.

По словам Деди Динарто, ведущего индонезийского аналитика стратегической консалтинговой фирмы Global Counsel, членство в БРИКС является «стратегической страховкой», обеспечивая стране «гибкость в случае отхода от экономических систем, возглавляемых Западом».

«Новая администрация Трампа, скорее всего, будет рассматривать членство Индонезии в БРИКС как вызов американским интересам, — сказал Динарто. — В результате Индонезии, возможно, придется осторожно лавировать в этой ситуации в ближайшие годы».

В прошлом месяце Трамп пригрозил ввести пошлины в размере до 100% для членов БРИКС после того, как во время октябрьского саммита они обсудили вопрос о создании валюты, конкурирующей с долларом США. Трамп написал в социальной сети, что такая стратегия приведет к экономическим последствиям: «Больше не следует думать, что когда страны БРИКС пытаются отказаться от доллара, мы будем стоять в стороне и просто наблюдать за этим».

Политический аналитик Йоханес Сулейман задался вопросом, не придется ли Индонезии может дорого заплатить за свое решение:

«Некоторые видят в этом шаге попытку Индонезии подчеркнуть, что она находится посередине и дружит со всеми. Но действительно ли подходящее время для вступления в БРИКС именно сейчас, когда через несколько недель Трамп придет к власти?»

Для Индонезии Китай уже является крупнейшим торговым партнером, и она извлекает выгоду из китайских инвестиций в рамках инициативы «Один пояс, один путь». «Похоже, что Прабово хочет увеличить финансирование Китая и сотрудничество с ним, но это может поставить Индонезию в более неудобное положение с приходом Трампа», — считает Сулейман.

Членство в блоке также может открыть рынки и инвестиционные возможности в Африке и Южной Америке, а также укрепить и без того прочные торговые связи Индонезии с Индией и Россией, считают другие эксперты.

В то время как многие в западных политических кругах рассматривают БРИКС как геополитический инструмент расширения влияния Пекина и Москвы, аналитики говорят, что стремление Прабово присоединиться к организации может отражать его стремление позиционировать Индонезию — и себя самого — как лидера Глобального Юга.

Но эти амбиции могут быть реализованы ценой подрыва давней позиции Индонезии в области внешней политики неприсоединения, считает Радитьо Дхармапутра, преподаватель международных отношений в индонезийском Университете Айрланга.

«Возможно, индонезийское правительство по наивности все еще считает, что, вступая в БРИКС, оно выступает за неприсоединение, — сказал он. — Я думаю, что Прабово придерживается собственного видения того, как быть на одной сцене со всеми другими лидерами, не задумываясь о последствиях».