Эксперт рассказал, какие силы скоро начнут влиять на ситуацию в Афганистане
Уже весной-летом 2022 года три новых явления могут начать определять динамику военно-политических процессов в Афганистане и регионе в целом, заявил руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко, 20 ноября сообщает «Независимая газета».
Ситуация в Афганистане после первых ста дней правления талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) зашла в политический тупик. По факту обнаружилась ограниченность ресурсных и политических возможностей и талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и их кураторов из Пакистана. Поэтому уже весной вероятно, что военно-политические процессы в стране будут двигаться по-другому. Востоковед и специалист по Афганистану Андрей Серенко обозначил, какие силы будут оказывать влияние на ситуацию.
Первое — возрождение и трансформация проекта ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
«Если политика талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в стране не изменится, то уже в течение ближайшего года регион может получить новую мощную джихадистскую силу численностью до 10 тыс. боевиков, а то и более, основу которой составят всё те же талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ), решившие сменить бренд и флаг под воздействием, прежде всего, финансово-экономических причин», — отмечает эксперт.
Второе — возрождение и трансформация проекта «Северный альянс».
Если лидеры Фронта сопротивления смогут найти привлекательную для афганцев, проживающих за пределами Панджшера, форму своего политического существования, а также заручатся поддержкой не только Таджикистана, но и Ирана и Индии, то афганская хунта и ее пакистанские операторы могут через несколько месяцев столкнуться с крупным вооруженным восстанием на севере и западе Афганистана, поясняет Серенко.
Третье — возрождение и трансформация пакистанского «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
«Организация „Техрик-е-Талибан Пакистан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) традиционно базируется в ряде восточных и южных афганских провинций и поэтому ее деятельность влияет на ситуацию по обе стороны „линии Дюранда“ (афгано-пакистанской границы). Победа афганских талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) вдохнула оптимизм в лидеров и боевиков ТТП (организация, деятельность которой запрещена в РФ)» — отметил он.
«Всё это серьезно встревожило политических руководителей и глав силовых структур Пакистана: пожалуй, впервые угроза возвратного удара джихадистского бумеранга стала реальной», — пишет востоковед.
Возникший через сто дней правления талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) политических тупик зафиксировал усиление новых вооруженных политических проектов, которые способны под разными брендами и с разными программными целями серьезно дестабилизировать ситуацию в Афганистане, Пакистане, а также, возможно, в Кашмире, на границах с республиками Центральной Азии, Ираном и даже Китаем, отмечает эксперт.