Ученые объяснили, почему измельчал лосось на Аляске

Изображение: (cc) CSIRO
Атлантический лосось

Размер лосося в реках Аляски в США резко уменьшился за последние 60 лет согласно новому исследованию Калифорнийского и Аляскинского университетов, опубликованному 19 августа в журнале Nature Communications.

В течение многих лет люди на Аляске замечали, что дикий лосось становится все мельче, но причины этого были неясны. В новом исследовании ученые за 60 лет собрали и проанализировали данные от 12,5 миллионов рыб, пойманных Департаментом рыбы и дичи Аляски. Этот объемный набор данных позволил им увидеть закономерности изменения размеров тела четырех видов лосося — Чавычи, кеты, кижуча и нерки — во всех регионах Аляски.

Результаты показали, что уменьшение размеров тела рыб происходит главным образом из-за того, что лосось возвращается на свои нерестилища в более молодом возрасте, чем ранее. Аляскинский лосось раньше проводил в море до семи лет. В это время они питаются и растут, мигрируя на большие расстояния в северной части Тихого океана, прежде чем вернуться в пресную воду для нереста.

«Мы увидели последовательную закономерность в том, что лосось возвращается в реки моложе, чем это сложилось исторически», — сказал профессор экологии и эволюционной биологии Калифорнийского университета Эрик Палковач.

Снижение размеров лосося произошло, по словам ученых, по двум факторам. Это изменение климата и конкуренция с растущей численностью дикого и инкубационного лосося в океане.

«Мы знаем, что климат приводит к изменению продуктивности океана, и мы видим последовательный сигнал климатических факторов, связанных с уменьшением размера лосося», — сказал Палковач. «Другой фактор связан с обилием лосося в океане, особенно горбуши. Их изобилие в северной части Тихого океана находится на историческом максимуме, отчасти благодаря производству инкубаторов на Аляске и в Азии, и они конкурируют друг с другом за пищу».

То, что лосось возвращается в пресноводные реки в более молодом возрасте, подразумевает, что океан становится для них более рискованным местом, сказал Палковач. Оставаясь в океане дольше, лосось может иметь больший успех в нересте и откладывать больше икры, но каждый дополнительный год увеличивает риск того, что он вообще не вернется к размножению.

Однако последствия этого для людей и экосистем более чем очевидны. Более мелкий лосось в реках означает меньшее количество пищи для рыбаков, ведущих натуральное хозяйство, меньшую прибыль для коммерческих предприятий, меньшее количество икры, откладываемой для поддержания популяции лосося, и меньшее количество питательных веществ для поддержания продуктивности и биоразнообразия пресноводных и прибрежных экосистем.

Что касается экосистемы, то питательные вещества, доставляемые лососевыми в реки, обеспечивают важнейшую поддержку медведям, насекомым, птицам, деревьям и самой молоди лосося. Палковач отметил, что обширная группа исследований проследила движение морского азота от лососей в наземные экосистемы вокруг ручьев, где они нерестятся.

«Лосось поднимается в эти небольшие ручьи, и независимо от того, пойманы ли они хищниками или умирают после нереста, их питательные вещества переносятся в леса и пресноводные экосистемы», — сказал Палковач. «Это классическая экосистемная услуга лосося, и количество питательных веществ, которые они доставляют, зависит от размера их тела».