Британские СМИ решили продвинуть желанный для них сценарий по Ливии

Союз командующего ливийской армией Хафтара с его врагом — правда или миф?

Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы (фрагмент). 1907
Григорий Мясоедов. Сам с собою, или Игра в шахматы (фрагмент). 1907

Аналитики из Financial Times и Reuters утверждают, что отставка главы ливийской Национальной нефтяной корпорации (ННК) Мустафы Саналла — это результат союза двух противоборствующих политиков — премьер-министра Временного правительства национального единства Абделя Хамида Дбейбы и командующего Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара. Попробуем разобраться, так ли это.

12 июля 2022 года ливийский телеканал Alwasat сообщил, что премьер-министр Временного правительства национального единства Абдель Хамид Дбейба принял решение заменить главу ННК Мустафу Саналлу. К Саналле ранее было очень много претензий: его не раз обвиняли в коррупции и требовали его отставки, но он сохранял свой пост.

14 июля 2022 года вооруженные правительственные силы в масках ворвались в штаб-квартиру ННК и водворили там нового руководителя корпорации. На этот пост был назначен экс-глава центрального банка Ливии Фархат Бенгдар. Бенгдар еще при Муаммаре Каддафи был руководителем Центробанка.

Аналитики из Financial Times пишут, что решение Дбейбы назначить новое руководство ННК является попыткой добиться расположения командующего восточными силами Халифы Хафтара, чтобы предотвратить новую попытку свергнуть правительство Дбейбы, базирующееся в Триполи.

Напомним, в феврале 2022 года парламент Ливии (на востоке страны) избрал вместо Дбейбы другого премьер-министра — Фатхи Башагу. Башага в марте сформировал новое правительство. Однако Дбейба уходить с поста отказался.

21 июня 2022 года истек срок действия соглашения, подписанного в Женеве, что, по мнению Башаги, означает официальное окончание всех полномочий старого правительства и его главы премьер-министра Абделя Хамида Дбейбы. Только благодаря вооруженным группировкам, полностью враждебным Хафтару, Дбейба смог сохранить какую-то власть в Ливии и удержать столицу страны.

Заявления западных аналитиков об изменении политических союзов в Ливии в публичной плоскости базируются на двух фактах, вырванных из контекста постоянно меняющейся политической обстановки в Ливии. Возможно, у них есть информация из закрытых источников, которую они не могут раскрывать и поэтому публично озвучивают только эти два факта.

Факт первый состоит в том, что экс-глава центрального банка Фархат Бенгдар до назначения главой ЦБ Ливии жил в ОАЭ и работал директором банка, которым совместно владеют ОАЭ, Ливия и Алжир.

Второй факт — это то, что Хафтара поддерживают в ОАЭ.

Financial Times в своей статье связывает эти два факта и делает вывод, что Дбейба вступил в союз с Хафтаром, и поэтому произошла смена руководства ливийской Национальной нефтяной корпорации (ННК).

Однако Financial Times обходит тот факт, что последние месяцы политической жизни Ливии строились на других союзах.Так, игнорируется встреча главы парламента Ливии Агилы Салеха, Фатхи Башаги и Халифы Хафтара, на которой они договорились выступить единым фронтом против Абделя Хамида Дбейбы. Хафтар поддержал выдвижение Башаги на пост нового премьер-министра Ливии, а потом поддержал его назначение парламентом страны. На протяжении примерно пяти месяцев 2022 года Хафтар поддерживал Башагу против Дбейбы и не заявлял, что он изменил свою позицию.

22 июня 2022 года Башага прилетел в Лондон, где провел переговоры с представителями парламента Великобритании, что говорит об усилении позиций Башаги.

Западные аналитики заявляют, что Хафтар решил неожиданно договориться с Дбейбой, который стремительно теряет свои позиции внутри Ливии и за ее пределами. При этом совершенно не указывается, что могло бы стать причиной таких перемен.

Понятно, что столь кардинальное изменение позиции Хафтара нельзя объяснить, приводя только два весьма поверхностных факта. Поэтому либо британские СМИ просто решили продвинуть желательный для каких-либо западных сил сценарий, либо у них есть какая-то дополнительная информация, которая не выносится в открытый доступ.

Катарская Al Jazeera выдвигает свою версию по этому вопросу. Телеканал передает, что ливийские новостные агентства сообщили, что ранее в июле состоялась встреча между сыновьями Хафтара и родственником Дбейбы Ибрагимом Дбейбой.

«Они встретились в ОАЭ и договорились об услуге за услугу. Итак, Хафтар отказывается от поддержки Башаги и его параллельного правительства в обмен на назначение Фархата Бенгдара новым председателем NOC, и Дбейба остается у власти», — сказал Al Jazeera Абдулкадер Асад, старший политический редактор интернет-издания The Libya Observer.

Похоже, что подобные заявления аналитиков являются додумыванием на основании факта некой встречи и с опорой на "аналитику" британских СМИ, которые формируют то представление, в котором заинтересованы.

После смены руководства Национальной нефтяной корпорации (NOC) нефтяные объекты Ливии были разморожены и начали свою работу. В Ливии наращивается объем добычи и экспорта нефти.

Важной деталью при этом является тот факт, что руководство корпорации и ее офис находятся в Триполи, а нефтяные объекты расположены за сотни километров от столицы, и большинство из них полностью контролируются ЧВК «Вагнер» и силами Ливийской национальной армии (ЛНА). Потому, если нет серьезных договоренностей с этими силами, то руководство NOC можно менять хоть каждый день — ситуацию это не изменит. А значит, скорее всего, какая-то договоренность все же была .

При этом никаких заявлений или действий друг против друга Фатхи Башага, Агила Салех и Халифа Хафтар не сделали. Наиболее вероятны два варианта событий. Вариант первый: распад союза идет тайно и не афишируется.

Вариант второй, как представляется, более вероятный: члены союза пришли к пониманию, что Дбейба готов продержаться еще долго в ситуации блокировки нефтяных объектов. Но блокировка нефтяного экспорта бьет по всем, поэтому было решено сменить тактику и совместно договориться с Дбейбой, которому разблокировка нефтяных объектов Ливии тоже крайне важна.

Эта разблокировка особенно важна после неожиданных народных протестов, которые если и были организованы и скоординированы Братьями-мусульманами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или, по другой версии, США — но они все равно имеют реальную общественную почву, а это нельзя игнорировать ни одной стороне противостояния. Тем более, что протестующие требовали отставки всех политических сил и обоих премьер-министров.

В дополнение можно отметить, что заявления западных СМИ о союзе Хафтара и Дбейбы, вероятно, призваны нанести удар по союзу Фатхи Башаги, Агилы Салеха и Халифы Хафтара, который уже очень сильно изменил расклад сил в Ливии. Этот союз продолжает усиливаться: видно, что все больше регионов страны начинают возлагать на Башагу свои надежды на нормализацию ситуации и реальную возможность проведения выборов в стране.

Так, 20 июля муниципалитет Завия пригласил Башагу обсудить проблемы муниципалитета. По сути, муниципалитет открыто заявил, что готов в случае достижения договоренности полностью поддержать Башагу и выступить против Дбейбы.

25 июля на юге Триполи началась мобилизация вооруженных групп из Зинтана, Вершифаны и Завии желающих оказать давление на правительство Дбейбы для его замены на Фатхи Башагу. В ночь с 26 на 27 июля стороны провели экстренные переговоры.

Данная тенденция не устраивает часть внешних игроков, которые, вероятно, и запустили целенаправленное распространение информации о неожиданном союзе Дбейбы и Хафтара.