Силовое сообщество США замерло в ожидании — кого Дональд Трамп выбросит за борт при смене внешнеполитического курса? Быть может... Тайвань?  

Сдаст ли Трамп китайцам Тайвань, и есть ли шанс у США отстоять его силой? Мнения

Изображение: Хуан Грис. Детали картины, 1926
Шахматная доска и игральные карты
Шахматная доска и игральные карты

Вашингтон растеряет региональные и военные союзы, но наладит прямые дипломатические отношения со своими партнерами и врагами — эксперты оценили перспективы американской политики в отношении Тайваня при администрации избранного президента Дональда Трампа, 15 ноября сообщает The WarZone.

Американская политика в отношении Тайваня традиционно сокрыта в специальном тумане двусмысленности и неопределенности. Вашингтон предпочитает не конкретизировать свои намерения на случай вторжения Китая на мятежный остров, заставляя тем самым Пекин пребывать в тревожном неведении и невозможности вплотную подойти к американским «красным линиям». Есть мнение, что никаких «красных линий» у США на счет Тайваня и нет. Или скоро не будет…

Чтобы хоть как-то разобраться в политическом тумане, еще более сгустившемся в ожидании смены курса администрации Дональда Трампа, ресурс The War Zone, принадлежащий Brookline Media Group, опросил экспертов-китаистов из США, Тайваня, Европы, Австралии и Сингапура.

Формируемая администрация Трампа, скорее всего, сконцентрируется на прямых двусторонних отношениях и, вероятно, это будет во вред региональным и глобальным альянсам, членом которых являются США, считают Фан-Юй Чэнь, доцент кафедры политологии в тайваньском университете Сучжоу и Симона Альба Грано, руководитель проекта по изучению Тайваня Цюрихского университета.

США даже могут выйти наконец из парадигмы «стратегической двусмысленности» и решиться на открытое противостояние с Китаем по вопросу мятежного острова, считает Клэр Чу, руководитель китайского направления на старейшем информационно-аналитическом ресурсе по военной тематике Jane’s.

Тайваню придется приспосабливаться под новые правила США, согласно которым региональные союзники Вашингтона должны платить за свою безопасность, считает декан кафедры безопасности и криминологии австралийского Университета Маккуори Роджер Хуан. Тайвань принудят увеличить оборонный бюджет на несколько процентов от ВВП и потратить его на закупки американских вооружений, предполагает доцент кафедры политологии Национального университета Сингапура Джа Иан Чонг.

Фан-Юй Чэнь также напомнил, что согласно рассекреченной Джоном Болтоном записке времен Рональда Рейгана, продажи американского оружия Тайваню находятся в корреляции с уровнем угрозы, которую создает для острова Народно-освободительная армия Китая (НОАК). А поскольку список будущей администрации Трампа пополняется в основном людьми, видящими в Китае врага, то и напряжение вокруг Тайваня будет лишь нарастать, а следом взлетят и закупки американского оружия, считает Фан-Юй Чэнь.

Устоявшаяся концепция обороны острова, ориентированная на способность в случае вторжения НОАК нанести ей неприемлемый ущерб — т. н. «концепция дикобраза» — уходит в прошлое, и теперь тайваньская армия, флот и ВВС закупают более дорогостоящие наступательные системы вооружений, считает Китч Ляо, помощник директора Глобального китайского центра Атлантического совета (организация, признанная нежелательной в РФ).

По его словам, критическим сроком считается 2027 год, когда модернизированные и оснащенные современным инструментарием вооруженные силы Тайваня должны обрести способность в одиночку противостоять вторжению материкового Китая.

Китай внимательно следит за военными успехами России на Украине и стремится выучить тяжелые уроки, выпавшие на долю российской Армии, «следовательно, Китай постарается избежать поспешности и будет постепенно обострять ситуацию „варя тайваньскую лягушку“ в котле с регулируемой напряженностью», — говорит Китч Ляо.

Таким образом, у опрошенных экспертов нет определенной уверенности в непоколебимости намерений США любой ценой удерживать Китай от попытки недружественного поглощения Тайваня. Скорее всего, США будут прикрываться законом о взаимоотношениях с Тайванем (Taiwan Relations Act, или сокращенно TRA), который составлен таким образом, что любую ситуацию в Тайваньском проливе американская администрация может трактовать совершенно произвольно, не сковывая себя никакими обязательными действиями. В то же время, все озвученные коммюнике и заверения являются лишь политическими решениями, которые могут быть легко отменены президентом США.

Для Китая же, как считают эксперты The War Zone, остается открытой возможность постоянно наращивать свое силовое присутствие в «серой зоне» вокруг Тайваня, для которой США никогда не оговаривали т. н. «красных линий».

Стоит напомнить результаты военной игры на тему силового присоединения Тайваня, просчитанной вашингтонским Центром стратегических и международных исследований (организация, признанная нежелательной в РФ) в январе 2023 года.

В большинстве сценариев американская коалиция, включающая вооруженные силы США, Японии и самого Тайваня, смогла отразить десантную операцию НОАК, но цена оказалась непомерно велика. По результатам военной игры США теряли базу на Гуаме; на дно шли десятки боевых кораблей, включая два атомных авианосца; сбитые американские самолеты исчислялись сотнями, а счет невосполнимых человеческих потерь шел на десятки тысяч. Кроме того, высокотехнологичная промышленная база Тайваня превращалась в руины, а неприемлемо высокие потери коалиции приводили к обрушению американского лидерства в мире. И это еще без учета возможного применения сторонами конфликта ядерного оружия. По мнению американских аналитиков, проанализировавших результаты этой военной игры, такая цена будет неприемлема для всех сторон конфликта.

Напомним также компьютерное моделирование, проведенное аналитиками Foreign Policy и RAND (организация, признанная нежелательной в РФ) в 2016 году. В их сценарии казалось бы малозначительный инцидент между Японией и КНР запускал цепочку событий, которая неизбежно приводила к полномасштабному военному конфликту, втягивающему в себя большинство стран региона и США.

В конечном итоге, в этом сценарии японские подводные лодки атаковали китайские корабли береговой охраны. Ответ Пекина начинался с масштабной кибератаки на электрические сети и системы жизнеобеспечения США, Японии и других американских союзников в регионе. Затем одна за другой шли волны ракетных ударов НОАК, отправляя на дно весь надводный флот страны восходящего солнца. После этого ситуация окончательно вышла из-под контроля.

Американские ракеты атакуют материковую часть Китая, и уже военные активы США оказываются под ответным ударом китайских ракет. ПВО авианосной группировки не справляется с массированным налетом современных противокорабельных ракет НОАК, американская база на Окинаве повторяет судьбу Перл-Харбора…

Отрезвляющая перспектива столь высоких неизбежных потерь тогда даже стала предметом разбирательства Американо-китайской комиссии по экономике и безопасности. И вновь это был лишь результат вероятного сценария, в котором исключалось применение ядерного оружия.

Не менее показательным оказался результат военной игры студентов Военного колледжа Корпуса морской пехоты, проведенной в 2019 году. Согласно сценарию, на фоне захвата российской армией Прибалтики и Украины, на другом конце земного шара Китай предпринимает попытку силового присоединения Тайваня. Как пишет War on the Rocks: «Американская команда быстро решила, что потеря Тайваня не является экзистенциальной угрозой для Соединенных Штатов, и за исключением отправки символических сил Корпуса морской пехоты, Тайвань был предоставлен самому себе», в то время как значительные силы американских ВВС и ВМС были брошены на сдерживание китайской экспансии на тихоокеанском ТВД.

Остановить вторжение экспедиционного корпуса НОАК в ходе игрового моделирования удалось только переброской японских пехотных дивизий на линию боевого соприкосновения. Американские авианосцы пришлось держать за пределами 900-мильной зоны действия китайских ракет DF-21 и DF-26, что сделало их авиакрыло почти бесполезным в борьбе за Тайвань.

Напомним также, что еще в 2016 году автор статьи «Грядущая война с Китаем» в газете The Daily Telegraph поднял вопрос о постоянном игнорировании в подобных аналитических играх уязвимости американских спутниковых систем, хотя Китай еще в 2007 году провел впечатляющие испытания своей противоспутниковой ракеты. И это при том, что все рода войск США и их союзников из года в год наращивают свою зависимость от космических систем разведки, наведения, геопозиционирования и связи.