Предсказывать землетрясения поможет грохот транспорта

Изображение: Цитата из х∕ф «Спитак». Реж. Александр Котт. 2018. Россия
На руинах
На руинах

Сейсмический шум, возникающий при движении железнодорожных составов, был использован для зондирования земной коры с целью предсказания землетрясений. Результаты этой совместной работы ученых Франции, Бельгии и США 16 августа опубликовал журнал Geophysical Research.

В публикации говорится, что задача точного предсказания землетрясений до сих пор не решена. Один из многообещающих методов основан на лабораторных экспериментах. Они показали изменение скорости сейсмической волны вблизи зон разломов в моменты, предшествующие землетрясению.

Однако недостатком этого метода, говорится в статье, является невозможность постоянного использования активных сейсмических источников для наблюдения. Этот недостаток и попытались решить авторы работы.

Они смогли показать, что «сейсмический шум, создаваемый движением транспортных средств, и особенно тяжелых грузовых поездов, можно превратить в мощный повторяющийся сейсмический источник для непрерывного зондирования земной коры на глубине нескольких километров».

Эксперименты были поставлены в Южной Калифорнии. В них с помощью колебаний земной коры, вызываемых движущимися составами, осуществлено изучение разлома Сан-Хасинто на глубинах до 4 км.

Результаты, отмечается в сообщении, показали, что при определенных схемах размещения датчиков сейсмические волны, генерируемые движением транспорта, могут использоваться как источники объемных волн для изучения земной коры на глубинах до нескольких километров.

Проблемой этого метода пока является достижение высокой точности измерений. Ее решение, как указывается, потребует соответствующей аппаратуры. Что в дальнейшем может позволить использовать не только сеть железных дорог, но и автомобильных.

Напомним, в минувшую субботу в Великобритании, в графстве Ланкашир на месторождении сланцевого газа произошло землетрясение магнитудой 2,1 по Рихтеру. В понедельник произошли повторные толчки магнитудой 2,9.