Американский эксперт: Октябрьская революция имела религиозный смысл

Константин Юон. Рождение новой планеты. 1921
Константин Юон. Рождение новой планеты. 1921

Октябрьская революция имела религиозный смысл, заявил профессор университета Иллинойса Марк Стейнберг 28 октября на конференции «Религия и Русская Революция», передает корреспондент ИА Красная Весна.

По мнению эксперта, которое не совпало с мнением устроителей конференции, религиозная метафизичность была присуща именно Октябрьской, а не Февральской революции, что подтверждает символика, искусство и литература первых послереволюционных лет. В качестве одного из таких сакральных символов Марк Стейнберг назвал мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов», выполненную скульптором Сергеем Коненковым, которая была размещена на Сенатской башне Кремля во время празднования первой годовщины революции. Он также привел много примеров из поэтического наследия революции: знаменитую «Кантату» Михаила Герасимова, Сергея Есенина и Сергея Клычкова, которая была исполнена 7 ноября 1918 года, а также стихотворений Василия Александровского и других авторов. Стейнберг подчеркнул, что идея трансцендентного пропитала все творчество революционных поэтов, делая его «поистине притягательным».

По мнению эксперта, революция попыталась решить несколько задач для больших масс людей: «воскрешение мертвых, преодоление разложения прошлого, прыжок из царства необходимости [в царство свободы] и объединение того, что было разъединенным в истории» на тот момент, когда Карл Маркс оформил свои идеи.

Напомним, что конференция «Религия и Русская Революция» прошла 26-28 октября в Москве в кампусе РАНХиГС. Среди организаторов конференции называется также Центр изучения религий РГГУ и журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». В первый день профессор Брэндайского университета Грегори Фриз сделал заявление, что, учитывая меняющиеся реалии современности, революционные события 1917 года теперь следует рассматривать через призму конфликта цивилизаций. Исходя из этого принципа, большинство участников сошлись во мнении, что революционные события начала XX века имели сакральный характер, но Октябрьская революция была в этом потоке сакральных событий случайным явлением, а большевики пришли к власти благодаря «стечению обстоятельств».