Почему мораль мальтузианцев назвали моралью свиней?
Мальтус выразил идею о «лишних» людях через метафору пиршества, очень ярко изобразившую модель общества, которую он продвигал своим учением, пишет Андрей Трубников в опубликованной 11 июня статье [«Экологический порог». Томас Роберт Мальтус (https://rossaprimavera.ru/news/9be1f918) в газете «Суть времени».
«Человек, появившийся на свет, уже занятый другими людьми, если он не получил от родителей средств для существования, на которые он вправе рассчитывать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет никакого права требовать для себя какого-нибудь пропитания, ибо он совершенно лишний на этом свете» — пишет Мальтус.
По Мальтусу, на великом пиршестве природы для «лишнего человека» нет прибора. Природа приказывает ему удалиться. А если пирующие уступят такому человеку место за столом, то таким образом нарушат миропорядок и гармонию. Ведь еды станет меньше, так как приглашенный к столу человек приведет за собою много голодных. Мальтус полагает, что пирующие, увидев как быстро опустел и обнищал стол, поймут, что совершили ошибку.
Сам Мальтус считал, что «лишних» людей уничтожат болезни, войны, нищета и, наконец, голод. А для сокращения рождаемости Мальтус предложил «нравственное обуздание» для «низших» классов, затруднив им создание семей.
Учение Мальтуса глубоко возмутило реформаторов-гуманистов. В 1818 году Уильям Годвин охарактеризовал Мальтуса как мрачного и ужасного гения, готового погубить все надежды человеческого рода.
«Мораль мальтузианцев — это мораль свиней! Грубость этого выражения оправдывается тем чувством, которое невольно приходится испытывать при воспоминании о приверженцах нравственного обуздания, искажающих законы стыдливости, пародирующих заповеди и рассуждающих о способах излечения народа от супружеской скромности, и всё это — во имя самозванного учения, которое было бы позором для науки, если бы не считалось позором для нравственности!» — так охарактеризовал мораль сторонников Мальтуса французский философ и политик Пьер-Жозеф Прудон
«„Мораль свиней“ и сокращение численности навязывалась „низшим классам“ — аристократы отнюдь не собирались применять ее к себе. В свиней должны были превращаться те, кому элита навязывала нравственное развращение» — отмечает Трубников.