Эксперты пояснили, почему у Исмаилова мало шансов на получение политубежища
Шансов на получение политического убежища в Черногории у экс-владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова мало, заявил завсектором уголовного права Института государства и права РАН профессор Сергей Максимов, сообщает 3 октября газета «Известия».
Исмаилов был задержан в Подгорице по ордеру Интерпола и по решению московского Басманного суда об аресте и экстрадиции в Россию. Он обвиняется в совершении преступлений, связанных с убийством и незаконным оборотом оружия и взрывных устройств. Адвокат бизнесмена Марина Русакова сообщила, что 12 ноября будет рассмотрен вопрос о предоставлении ему политического убежища, с просьбой о котором Исмаилов обратился еще до своего задержания.
«Чтобы получить политубежище, нужно доказать, что в России он преследовался по политическим мотивам и уехал из страны из-за этого. Но тогда возникает вопрос, почему Тельман Исмаилов покинул Россию так давно», — сказал Максимов.
Эксперт добавил, что документы для международного розыска должны соответствовать определенным критериям. По словам Максимова, бизнесмен не был бы объявлен в международный розыск, если бы к этому моменту уже имел статус политического беженца.
«Таким образом, вероятность того, что он будет выдан в Россию для осуществления уголовного преследования за убийство двух и более лиц, высока. Наказание по этой статье — до пожизненного лишения свободы, это серьезное обвинение», — сообщил эксперт.
Как пояснил Максимов, нельзя сказать, когда произойдет экстрадиция. По словам эксперта, такие процессы длятся несколько месяцев, а иногда и годы. Он указал, что если у Исмаилова есть недвижимость в Черногории, Россия ничего из этого имущества не получит, поскольку у нее ни с одной из стран нет договора о разделе активов, которые подлежат конфискации по приговору суда.
«Поэтому черногорская сторона, вероятно, будет рассматривать, можно ли ему предъявить обвинение по местному законодательству, чтобы конфисковать его имущество, если оно есть. Это обычная практика», — отметил Максимов. Он добавил, что когда имущество будет конфисковано и возвращено в казну Черногории, тогда ей «уже не будет никакого резона содержать в тюрьме лицо, осужденное по приговору другой страны».
Юрист также сообщил, что по решению суда Исмаилову могут аннулировать вид на жительство, а если он является гражданином Черногории, то его не выдадут до тех пор, пока не лишат гражданства. Если же он стал гражданином по упрощенной схеме через приобретение недвижимости, приобретенной на деньги в результате совершения преступления, то процесс не будет долгим.
Специалист обратил внимание на то, что Исмаилова «обнаружили» только сейчас. Он предположил, что у бизнесмена не осталось друзей, «которые могли бы его прикрыть».
«Вероятно, местные власти в Черногории увидели, что у находящегося в международном розыске лица есть недвижимость — и есть возможность пополнить казну таким образом. В некоторых случаях изъять имущество можно и без уголовного дела», — подчеркнул Максимов.
Глава комитета парламента по безопасности и обороне Черногории Милан Кнежевич сообщил, что Исмаилов был одним из главных экономических партнеров бывших властей Черногории. По словам Кнежевича, с приходом к власти нового президента и новой правящей партии положение дел в стране изменилось.
«Всем известно в Черногории, что Исмаилов имел хорошие отношения с Мило Джукановичем (экс-президентом страны). И я думаю, что не только с Джукановичем, но и с членами его семьи были бизнес-связи, а сам Исмаилов был его бизнес-партнером», — сказал черногорский политик. Он добавил, что у Джукановича нет никаких возможностей защитить Измаилова от ареста и судебного процесса в Черногории и России.
«После нашей победы на выборах 19 августа 2020 года мы сформировали новое правительство, радикально изменился и состав руководства полиции. Поэтому для нас в аресте господина Измаилова нет ничего странного», — пояснил Кнежевич.
Политик также сообщил, что в Черногории много людей «с разных концов земли, которые были в хороших отношениях с экс-режимом Мило Джукановича», вносили деньги в страну, сотрудничали с черногорскими чиновниками и имели здесь много недвижимости. «Считаю, что настала пора посмотреть в глаза правде, обсудить их статус в Черногории и применить экстрадиционный арест», — заявил Кнежевич.