Герман Греф назвал три ключевые сферы для применения ИИ

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Обучение
Обучение

Три ключевые сферы, в которых использование искусственного интеллекта (ИИ) даст наиболее значимые прорывы, назвал глава Сбербанка Герман Греф 24 ноября на международной конференции AI Journey 2023.

По мнению главы Сбербанка, такими сферами являются образование, здравоохранение и построение систем управления.

«Самые большие прорывы благодаря искусственному интеллекту, будут в таких сферах, как здравоохранение и образование, а также в построении принципиально новых систем управления», — заявил Греф.

Глава Сбербанка пригласил представителей этих направлений к участию в дискуссии. По словам главврача поликлиники № 220 города Москвы Андрея Тяжельникова, для быстрого развития ИИ в медицине необходимы данные для его обучения. Получение даже таких данных требует соответствующей инфраструктуры, которая, по словам врача, сейчас активно развивается.

Главврач добавил, что сейчас в стране формируется более 5 млн электронных медицинских документов. В будущем цифровой помощник должен появиться как у врача, так и у пациента. По мнению Тяжельникова, новые технологии помогут врачу минимизировать рутину и дать ему больше времени на работу с пациентами.

Заместитель директора школы № 186 из Нижнего Новгорода Наталья Трояновская высказала свою позицию в отношении цифровой образовательной платформы для учеников. По словам замдиректора, платформа помогает найти индивидуальный подход к каждому ученику и раскрыть его талант.

По мнению Трояновской, ИИ также помогает снизить нагрузку на учителя. Однако отметим, что проверка домашних заданий учеников является одной из основных составляющих работы учителя.

Отметим также, что далеко не во всех случаях технологии ИИ показывают положительные результаты. Так, 21 ноября Росздравнадзор впервые приостановил применение медизделия с искусственным интеллектом (ИИ).

Речь шла о системе анализов Botkin.AI — системы для анализа снимков компьютерной томографии с использованием ИИ, которая помогала врачам обнаруживать патологии на снимках.

Ведомство посчитало, что разработка может причинить вред здоровью пациентов.

Росздравнадзор приостановил применение Botkin.AI, которая получила регистрационное удостоверение в 2020 году «в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан».

Гендиректор компании «Медлевелтех» Михаил Виноградов пояснил, что для внедрения ИИ в практику нужны серьезные технические решения, к которым готовы далеко не все медучреждения.

По словам Виноградова, основная проблема заключается в том, что ИИ может обучаться в числе прочего на тех снимках, на которых врач не выделил патологию, никаким образом не прокомментировал данные и не подтвердил диагноз.

О неоднозначности использования ИИ и других технологий в сфере образования также говорят и другие педагоги.

Так, учитель начальных классов Александра Анатольевна из подмосковной школы в интервью ИА Красная Весна рассказала, что без самостоятельного и полноценного анализа домашних работ учитель не сможет понять, с какой сложностью в ходе выполнения работы столкнулся ученик, а значит не сможет и помочь ему.

«Например, нестандартное, но правильное решение задачи компьютер может расценить как ошибку. А ошибкой это не является! А если ребенок сам нашел свою ошибку и исправил? А что если потекла ручка, и появилась грязь? Или какую-то букву ребенок пишет нестандартно? Опять ошибка?» — прокомментировала педагог.

Учитель также выразила убеждение в том, что если проверку домашних заданий учителем заменить на автоматическую, учитель просто не сможет понять, «что знает или не знает, усвоил или не усвоил конкретный ученик». Таким образом, педагог в принципе не сможет заниматься дальнейшим обучением школьника.

Педагог, учитель технологии и ОБЖ Дмитрий Валерьевич из Таганрога считает, что введение цифровых средств обучения наоборот снижает качество образования детей.

«Я один из тех учителей, которые решили покинуть профессию. Не потому, что не выдержал, а потому, что не захотел быть молчаливым соучастником уничтожения образования, в том числе и через навязывание школе электронных средств обучения», — заявил учитель.

По словам педагога, в случае автоматической проверки домашних заданий с помощью ИИ кратно возрастает возможность фальсификации. Кроме того, технические сбои могут очень серьезно подорвать ход образовательного процесса, добавил учитель.

Детский психолог-педагог, учитель начальных классов Татьяна Сергеевна отметила, что государственная политика в образовании такова, что учителей буквально насильно заставляют пользоваться электронными платформами, оказывая на них давление.

«Потом стали загонять всех — и учителей, и детей, и родителей — на все эти гадостные электронные платформы. Наказывать рублем, если учитель не очень активно их использует сам и „недостаточно хорошо старается“ загнать туда родителей и детей. Просто могли лишить премии, доплат — они зачастую назначаются администрацией школ крайне субъективно», — прокомментировала ситуацию психолог.