Исследователь: польская экспансия опирается на русофобский сепаратизм

Изображение: Петр Данилов © ИА Красная Весна
Евгений Горжалцан
Евгений Горжалцан
Евгений Горжалцан

О формировании концепции политики внешней экспансии Польши говорится в докладе «Исторические претензии Польши на территории Украины», представленном активистом движения «Суть времени» Евгением Горжалцаном 11 октября на конференции «Украинство — кем и зачем оно сконструировано», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Внешняя политика Польши, после обретения ею независимости, «начала формироваться вокруг ягеллонской идеи, подразумевающей экспансию на восток. Практической реализацией ягеллонской идеи стал „прометеизм“ — спецпроект польской разведки, взявшей в разработку представителей украинской, грузинской, татарской и прочей национально окрашенной русофобской контрреволюции», — рассказал Горжалцан, напомнив, что «в 1928 году в Варшаве был создан клуб с длинным названием: „Прометей — Лига угнетаемых Россией народов: Азербайджана, Дона, Карелии, Грузии, Идель-Урала, Ингрии, Крыма, Коми, Кубани, Северного Кавказа, Туркестана и Украины“».

Исследователь подчеркивает, что «по размаху шпионско-диверсионной деятельности против СССР, а также по численности и национальному разнообразию кадрового состава, организация „Прометей“ не имела аналогов в 20–30-е годы ХХ века. Реализуя „ягеллонскую идею“ посредством захватнических войн и аннексий, Польша в 1938 году, по выражению Уинстона Черчилля, „с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства“».

По окончанию Великой Отечественной войны «польские эмигрантские круги начали вырабатывать „доктрину Гедройца — Мерошевского“, направленную против СССР. Сами авторы доктрины описывают ее не иначе, как прометеизм, ушедший в подполье», — заявил активист движения «Суть времени».

Авторы проекта польской экспансии сделали ставку на национальный сепаратизм, как инструмент развала Советского Союза. «Ключевым понятием доктрины Гедройца-Мерошевского является так называемый регион УЛБ, названный по первым буквам сопредельных с Польшей советских республик: Украины, Литвы и Белоруссии. Именно там находятся „восточные кресы“, именно их народы должны были стать участниками межнациональных конфликтов, подаваемых как борьба за национальное самоопределение против русского империализма», — рассказал исследователь.

Для объединения антирусских сепаратистских сил, «Ежи Гедройц и Юлиуш Мерошевский предложили концепцию, согласно которой полякам надлежит стремиться к независимости Украины (то есть по факту к уничтожению СССР). Главными препятствиями на пути украинцев к независимости были их недоверие и страх перед многовековым польским экспансионизмом, безжалостно насаждаемым огнем и мечом. От этой имперскости Гедройц с Мерошевским и призывали отказаться поляков — то есть забыть идею Великой Польши до тех пор, пока Украина не обретет, наконец, независимость», — напомнил Горжалцан, добавив, что «неискренность польской политики в отношении Украины продемонстрировал в ноябре 2014 года министр иностранных дел Польши Гжегож Схетина. „Я считаю, что любой серьезный разговор о будущем Украины или поиск ответа на вопрос, как положить конец конфликту, должен происходить в нашем присутствии. Обсуждать Украину без Польши — это как решать судьбу Ливии, Алжира, Туниса, Марокко, не спросивши Италии, Франции, Испании“, — признался министр в интервью „Газета Выборча“. Но ведь если встать на такую точку зрения, то тогда надо сказать, что и о судьбе самой Польши разговаривать без России — это всё равно, что разговаривать о Царстве Польском без Российской империи».

Напомним, что 11 октября в Москве начала работу научно-практическая конференция «Украинство — кем и зачем оно сконструировано», организованная движением «Суть времени» и Международным общественным фондом «Экспериментальный творческий центр». На конференции была презентована одноименная коллективная монография, о содержании которой рассказал Сергей Кургинян. «Не Украину мы исследуем, а украинство. Украинство как конструкт — вот наш предмет. Создание этого конструкта, его характеристики, его последовательная трансформация, его внедрение в жизнь, его перспективы, наконец, — вот что находится в зоне нашего исследования, радикально отличающегося в силу этого от нормального исторического или социологического исследования нормальной же Украины», — сказал лидер движения «Суть времени».