Власти Армении решили затмить трагедию народа новогодним торжеством. Мнение

Иероним Босх. Фокусник. XVI век
Иероним Босх. Фокусник. XVI век
Иероним Босх. Фокусник. XVI век

Ереван никогда не украшался так показательно, как это делается сейчас — во время бедствия, заявил эксперт группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян 29 ноября в своей статье.

Он отметил, что навязывание радости — это один из важнейших инструментов в авторитарных системах, чтобы сохранять свою власть.

«В Америке 18–19 веков черных рабов после самых жестоких страданий заставляли петь и танцевать. А отказ влек за собой более суровое наказание. В концлагерях нацисты заставляли евреев радостно прыгать и веселиться. Для властей, высших каст важно, чтобы массы даже в самых бесчеловечных условиях „были счастливы“», — пишет эксперт.

По его мнению, власти, которые принесли разрушение, через «счастливые» массы пытаются доказать, что все идет естественным путем. Радости, которые навязываются перед Евровидением и Новым годом в Ереване — с большой елкой и разноцветными огнями — имеют именно такую цель.

«Даже в самых сложных условиях можно организовать скромное торжество, с учетом того, что все-таки есть дети, текущая жизнь и так далее. Но в стране, где только в сентябре погибли свыше 200 человек, в стране, где на этот момент имеются невозвращенные тела 18-20-летних военнослужащих, такое пошлое принудительное празднование просто негуманно», — считает Ованнисян.

Он уверен, что нынешние власти руководствуются принципом «радость народа — мое спасение», ради массовости в эту навязываемую радость вкладываются любые деньги из бюджета.

«Радуйтесь, чтобы забыть все жертвы и потери, радуйтесь, чтобы забыть, что при наших властях 150000 армян стоят перед угрозой геноцида, радуйтесь, чтобы забыть, что при наших властях каждый день может начаться новая война, с новыми жертвами», — написал эксперт.

По его мнению, навязываемая радость ведет к социальной деградации — общественная скорбь все больше отделяется, а в такой небольшой стране, как Армения — это получается еще более эффективно.

«Но стадо ли мы или все-таки можем быть нормальным обществом? И должна ли общественная атмосфера формироваться только властью? Когда мы, наконец, сформируем влиятельные общественные единицы, тогда и сможем влиять на общественное восприятие, останавливая процессы деградации», — пишет Ованнисян.

Сегодня у Армении есть только власть с ее большими ресурсами и пошлыми представлениями о жизни. А противостоят этому только несколько сотен человек, чей голос все еще не приобрел массовый характер, заключил эксперт.