1. Экономическая война
  2. Сельское хозяйство СНГ
Москва, / ИА Красная Весна

Эксперт: для Узбекистана производство оливок станет перспективной отраслью

Джордж Клаузен. Сыновья земли. 1901
Джордж Клаузен. Сыновья земли. 1901

Комментарий к принятому в начале августа в Узбекистане закону о присоединении страны к Международному соглашению по оливковому маслу и столовым оливкам, в котором он положительно оценивает решение властей продвигать в стране культивирование олив, дал доктор экономических наук, экс-заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ Леонид Холод. 6 августа беседу с экспертом опубликовало интернет-издание «Спутник Узбекистан».

Леонид Холод отметил, что ранее в Узбекистане, как и в остальных государствах Центральной Азии, не было плантаций оливковых деревьев. Но если не брать в расчет низкую морозоустойчивость, то оливы являются для республики практически идеальным плодовым деревом. Они хорошо растут на каменистых и засоленных почвах и не требовательны к влаге. Так, в соседнем Таджикистане оливы выращивают именно на бедных и засоленных почвах.

Что касается минусовых температур, которые бывают зимой в Узбекистане, то в республике был выведен акклиматизированный и адаптированный к местным условиям сорт.

Эксперт считает: «С экономической точки зрения с одного гектара оливковой плантации в год можно получать плодов на 15–17 тысяч долларов или продуктов их переработки на 45–50 тысяч долларов. Можно говорить об исключительной перспективности и выгодности оливкового производства, в том числе для фермерских хозяйств».

Для создания местного рынка потребления оливкого масла необходимо продвигать его домашнее производство, а также приучать население к употреблению очень полезного, но довольно дорогого оливкового масла, так как сейчас оно почти не пользуется спросом у жителей Узбекистана, которые из растительных масел обычно используют подсолнечное, хлопковое и кунжутное.

Так как процесс формирования внутреннего рынка не скорый, необходимо сначала ориентироваться на внешний. Тут есть свои подводные камни. «Все знают испанское масло. Все узнают итальянское масло. Тут вдруг появляется впервые на рынке узбекское оливковое масло. Потребитель может не понять, что это за продукт и отказаться его покупать».

Чтобы этого не случилось, необходим высокий уровень технологии переработки плодов, который только и может обеспечить конкурентное качество продукции на внешнем рынке, указал Леонид Холод. Но несмотря на все трудности, при соответствующей поддержке государства выращивание оливы и переработка ее плодов в промышленном масштабе имеет в Узбекистане хорошие природные перспективы, а значит будут и инвесторы, заключил эксперт.