Китайская разведка завела военную авиапромышленность в тупик — NI
Военное авиастроение Китая лишило себя инженерной школы и полноценной исследовательской базы, всецело положившись на плоды промышленного шпионажа и реверс-инжиниринга купленных образцов, 11 декабря пишет журнал National Interest.
Попытка воссоздать чертежи по физическим образцам терпит крах, когда речь идет о таких сложных изделиях, как современные реактивные двигатели для истребителей 4-го и 5-го поколений. Примерно те же проблемы содержат в себе украденные технологии и чертежи — без специалистов, причастных к их созданию, практически невозможно ни прочесть их, ни создать на их основе совершенный продукт.
Как говорится в статье, Китай не стал создавать свою школу авиастроения, а начал с копирования иностранных образцов: «Практически всю номенклатуру своих современных истребителей Китай напрямую скопировал с иностранных моделей. По общему мнению, J-10 основан на израильском IAI Lavi и, как следствие, на американском General Dynamics F-16; J-11 — это клон российского Су-27; JF-17 — современная переработка советского МиГ-21; J-20 имеет поразительное сходство с F-22 и, наконец, широко распространено мнение, что в основе J-31 лежат технологии, в значительной мере позаимствованные у F-35 Joint Strike Fighter».
Такой подход экономит время и деньги, которые Китай не тратит на НИОКР, получая возможность ускоренно модернизировать свой военный авиапарк. Однако оборотной стороной медали является невозможность восстановить по образцам или чертежам ценнейшие данные множества испытаний, а также технологию производства, без которой простое копирование чертежей не дает искомого результата.
В итоге скопированный китайцами планер должны разгонять соответствующие ему реактивные двигатели — купленные, например, в России АЛ-31Ф, или же собственного изготовления. Однако собственные двигатели Китай делает опять-таки по заимствованным схемам и, как следствие, не может создать абсолютно идентичный продукт. Китайские копии российских реактивных двигателей для истребителей имеют на порядок меньший ресурс работы.
Китайские попытки реверс-инжиниринга хорошо известны и встречают противодействие. Так например, по словам российской стороны, при поставке в Китай истребителей Су-35 были предприняты меры, затрудняющие обратное копирование двигателей: «У нас есть экспортная версия и версия для собственного использования, —отметил Евгений Бужинский, председатель Центра политических исследований России. «Китайцы очень хорошо умеют копировать всевозможные вещи», — сообщил Бужинский, подчеркнув, что проданные в Китай двигатели собраны таким образом, что «практически невозможно добраться до самой его сердцевины, не сломав ее полностью».
Таким образом, как говорится в статье, успехи китайской разведки и усердие в копировании купленных образцов, хоть и помогли сэкономить деньги и время, но не позволили Китаю развернуть собственное производство истребительных реактивных двигателей с сопоставимыми характеристиками по мощности и ресурсу.