1. Реальная Россия
  2. Российская промышленность
Петрозаводск, / ИА Красная Весна

В столице Карелии открыли памятник первой российской паровой машине

Изображение: gov.karelia.ru
Памятник первой паровой машине
Памятник первой паровой машине

Скульптура установлена в честь Дня машиностроителя и 250-летия Александровского завода в Петрозаводске, 29 сентября сообщает пресс-служба главы республики Карелия.

В торжественной церемонии открытия принял участие глава региона Артур Парфенчиков.

«Промышленность российской империи зарождалась в Петрозаводске. Это наша с вами история, которой мы должны гордиться. Самое важное, что традиции производства машиностроения продолжаются. Сегодня Петрозаводск — центр многих промышленных направлений в России», — отметил А.Парфенчиков.

Глава Карелии поздравил работников машиностроительной отрасли с их профессиональным праздником. Он отметил важность вклада всех специалистов в развитие этой сферы и выразил признательность тем, кто принимал участие в создании памятника «Паровая машина». Он вручил благодарственные письма тем, кто был задействован в этом проекте.

Автору памятника Виталий Шанов. Композицию установили на бетонном постаменте на Казарменской, вокруг благоустроили территорию: проложили тротуары, установили скамейки, урны и фонари. Арт-объект к настоящей паровой машине выполнен в масштабе один к одному — его высота составляет около двух метров.

Напомним, создание первой паровой машины в России было связано с именем Чарльза Гаскойна, выдающегося шотландского металлурга и инженера. Он был приглашен на российскую службу Екатериной II в конце XVIII века. Гаскойн стал ключевой фигурой в развитии техники и промышленности в России, привнеся свои знания и опыт в области металлообработки и механики. Он знал секреты производства паровых машин Джеймса Уатта, вывоз которых за пределы Англии был строго запрещен.

8 июля 1791 года на Александровском заводе в Петрозаводске была запущена первая паровая машина. Медный котел для машины изготовили на Колпинском заводе, а все детали из чугуна — на Александровском. Общий вес машины составил 3400 пудов 33 фунта.

Российская машина была лучше уаттовской. Она могла выполнять несколько функций: откачивать воду, осуществлять вентиляцию, дробить сырье. При этом строительство и наладка российской машины обходились государству в два раза дешевле — менее чем в 30 000 рублей.