1. За рубежом: реальный мир
  2. Археологические находки
Йорк, / ИА Красная Весна

Мужчины и женщины Римского Геркуланума питались по-разному, выяснили ученые

Карл Брюллов. Бивуак на кратере, Везувий. 1824 (фрагмент)

Рацион питания людей, живших в Геркулануме накануне извержения Везувия в 79 году нашей эры, смогли реконструировать ученые в исследовании, опубликованном 25 августа в журнале Science Advances.

Исследователи Йоркского университета разработали новый подход к анализу аминокислот, структурных единиц белков, у 17 останков взрослых людей, найденных после извержения Везувия. Измеряя изотопы углерода и азота в аминокислотах костей, ученые смогли реконструировать рацион людей, живших в то время, гораздо более подробно, чем считалось возможным ранее.

«Останки тех, кто погиб в Геркулануме в 79 году нашей эры, предоставляют уникальную возможность изучить образ жизни древнего сообщества, которое жило и умерло вместе. Исторические источники часто упоминают о различном доступе к продовольствию в римском обществе, но редко предоставляют прямую или количественную информацию», — сказал профессор Оливер Крейг из Департамента археологии.

По его словам, ученые обнаружили значительные различия в пропорциях потребляемой морской и наземной пищи между мужчинами и женщинами, что означает, что доступ к пище был дифференцирован в зависимости от пола.

Ученые проанализировали останки 340 человек, которые были раскопаны на пляже и в девяти прилегающих каменных склепах, расположенных параллельно морскому берегу в Геркулануме, недалеко от Помпей, где люди искали укрытия от извергающегося вулкана.

Результаты исследования показали, что мужчины в среднем получали примерно на 50 процентов больше пищевого белка из морепродуктов по сравнению с женщинами. Мужчины также получали несколько более высокую долю белка из злаков, в то время как женщины получали большую долю белка из продуктов животного происхождения и местных фруктов и овощей.

«Наше исследование основывается на том, что мы знаем, что мужчины имели больший доступ к морской рыбе в Геркулануме и во всей Римской Италии, — сказала аспирантка Сильвия Сончин из отдела археологии. — Мужчины с большей вероятностью занимались непосредственно рыболовством и морской деятельностью, они, как правило, занимали более привилегированное положение в обществе и были освобождены от рабства в более раннем возрасте, что обеспечивало больший доступ к дорогим товарам, таким как свежая рыба».

Используя новый подход, ученые смогли более точно определить древний рацион питания, чтобы его можно было сравнить с современными данными. По их мнению, рыба и морепродукты в целом внесли больший вклад в рацион питания в Геркулануме по сравнению со средней современной средиземноморской диетой, в которой все чаще преобладают продукты животного происхождения. В то время как зерновые в древности и в современном мире употреблялись примерно одинаково.