1. Политическая война
  2. Борьба с иноагентами
Москва, / ИА Красная Весна

Комиссия СФ РФ по защите госсуверенитета уточнит закон об иноагентах

Изображение: Цитата из х∕ф «Неуловимые мстители». Реж. Эдмонд Кеосаян. 1966. СССР
«Засланный у тебя казачок»
«Засланный у тебя казачок»
«Засланный у тебя казачок»

Уточнения и дополнения закона об иноагентах по итогам анализа правоприменительной практики в РФ внесет временная комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, 15 декабря говорится в ежегодном докладе комиссии.

Внесенный в Госдуму 18 ноября 2020 года законопроект получил положительный отзыв правительства РФ. В документе уточняется понятие «иностранный агент» в отношении зарегистрированных юридических лиц и общественных организаций.

В законопроекте также расширяется сфера применения этого термина по отношению к физическим лицам. Это касается прежде всего лиц, которые ведут политическую деятельность на территории России или собирают информацию в военной и военно-технической сфере и при этом получают материальную или иную организационно-техническую поддержку из-за рубежа.

«Закон, с одной стороны, способствует усилению национальной безопасности РФ, с другой стороны, не приводит к дополнительным ограничениям в самой деятельности тех, кто получает финансирование за сбор соответствующей информации от иностранных источников, если подобное не относится к определению „шпионаж“ согласно УК РФ», — говорится в документе.

Комиссия отмечает, что получает много предложений по уточнению закона от российских граждан, общественных структур, политических партий и профессиональных организаций. Их суть обычно сводится либо к ужесточению существующих законодательных норм в сфере защиты государственного суверенитета, либо к их максимальному смягчению.

«Комиссия внимательно изучает каждое конкретное предложение. Мы также анализируем предложения, официально вносимые субъектами законодательной инициативы. Одновременно учитывается международный опыт решения подобного рода вопросов в странах с различными политическими системами», — говорится в документе.

Сенаторы сообщают, что комиссией предлагаются только те меры, которые носят характер адекватного ответа на реально существующие внешние угрозы отечественному суверенитету. Большинство из них носит преимущественно профилактический характер.

«С учетом изложенного работа по уточнению действующего законодательства в данной сфере будет продолжена», — говорится в документе.

В документе сообщается, что по официальной статистике сейчас в реестре Минюста РФ числятся 75 НКО, выполняющих функции иностранного агента, в то время как общее число российских НКО превышает 40 тыс. Таким образом иноагенты составляют менее 2% от всех зарегистрированных НКО. Количество НКО, признанных иноагентами, периодически уточняется: какие-то из них по разным причинам ликвидируются, некоторые преобразуются, а какие-то утрачивают этот статус, теряя один из его признаков.

В докладе уточняется, что из многих тысяч, существующих в РФ общественных объединений, только три организации не зарегистрированы как таковые.

«Правоприменительная практика здесь составила чуть менее года. Его критики привычно сетуют на „ограничение прав“. Однако предусмотренные законодательством санкции применяются не за деятельность как таковую, а за ее ведение без регистрации. Аналогичный подход, но более жесткий содержится в законе США, известном как FARA. После накопления правоприменительной практики возможны уточнения и дополнения в рассматриваемый закон», — говорится в докладе.

На момент подготовки доклада в реестре СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, зарегистрировано 103 юридических или физических лица, в то время как в России существует более 150 тыс. средств массовой информации и около 500 тыс. журналистов.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER