Иран и ЕАЭС могут подписать договор о зоне свободной торговли до конца года

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) завершил предметное обсуждение всех положений соглашения о создании зоны свободной торговли с Ираном с тем, чтобы документ мог быть подписан до конца 2023 года. Об этом заявил министр торговли ЕАЭС Андрей Слепнев, 15 мая сообщает IRNA.
Дату подписания соглашения о создании зоны свободной торговли с Ираном определят президенты стран-членов ЕАЭС.
Он уточнил, что переговоры по соглашению завершены и оно будет доступно для подписания в ближайшие месяцы.
«Сейчас мы дорабатываем документ, и я надеюсь, что процесс завершится в течение месяца. Затем мы планируем доложить результаты премьер-министрам в Сочи в начале июня (во время саммита глав государств СНГ и ЕАЭС — прим. ИА Красная Весна) и я думаю, что есть очень большая вероятность, что мы подпишем соглашение с Ираном в этом году», — сказал Слепнев.
Слепнев пояснил, что соглашение о зоне свободной торговли с Ираном может многократно увеличить объемы взаимной торговли.
«Мы рассчитываем, что подписанный документ позволит нам увеличить товарооборот с нынешних $6 миллиардов в среднесрочной перспективе 5-7 лет до $20 миллиардов. Это вполне реальные цифры. Иран — очень серьезный партнер, это большая страна», — заключил политик.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.