Про самую дорогую картину в мире снимут два фильма

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1499
Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1499

Два новых документальных фильма рассказывают о продолжающейся саге «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, 20 августа пишет обозреватель Кэрин Джеймс на страницах BBC Culture.

Где-то в Саудовской Аравии по приказу наследного принца Мохаммеда бин Салмана спрятана самая дорогая картина в мире — «Спаситель мира» Леонардо да Винчи.

Никто в мире искусства точно не знает, где находится картина. Большинство наблюдателей согласны с тем, что она, вероятно, спрятана на Ближнем Востоке, но некоторые предполагают, что она хранится в безналоговой зоне в Женеве или даже на яхте принца стоимостью полмиллиарда долларов.

Эксперты сомневаются, выполнил ли картину сам Леонардо. На аукционе Christie's в 2017 году она была названа «Последний да Винчи» и была продана за рекордные 450 миллионов долларов доверенному лицу бин Салмана (да, того самого бин Салмана, которого ЦРУ признало ответственным за заказ убийства журналиста Джамаля Хашогги). Но даже тогда многие эксперты по Леонардо сомневались в том, что на картине есть более чем несколько мазков его кисти, и с тех пор эти сомнения усилились.

Два новых документальных фильма называются «Потерянный Леонардо» и «Спаситель на продажу: утерянный шедевр да Винчи?».

Сюжеты разыгрываются со всей драматичностью. Идея кино появилась после выхода громкой книги Бена Льюиса 2019 года «Последний Леонардо» и десятков статей. Картина, датируемая примерно 1500 годом, была утеряна для истории более чем на 200 лет, была повреждена и плохо отреставрирована, а также продана и перепродана как небольшая работа ученика Леонардо.

«Никто не знает, Леонардо ли это, так что вы тоже можете сыграть в эту игру, вы можете написать свой собственный Код да Винчи на „Спасителя мира“», — заявил Бен Льюис.

«Когда мы выбирали название, отчасти источником вдохновения послужило то, что картина сейчас потеряна, и правда потеряна, но оно также было вдохновлено фильмами об Индиане Джонсе, полными сокровищ и поисков сокровищ», — рассказал BBC Андреас Далсгаард, продюсер и сценарист «Потерянного Леонардо».

По мнению искусствоведов и журналистов-исследователей, «Потерянный Леонардо» является лучшим из двух фильмов и значительно выигрывает в сравнении со вторым.

Большинство экспертов сегодня сходятся во мнении, что картина «Спаситель мира», скорее всего, была создана в мастерской Леонардо его учениками, а он добавил некоторые последние штрихи — что было обычной практикой.

Искусствовед из США Джерри Зальц в «Потерянном Леонардо» заявляет, что «это даже не хорошая картина», «не говоря уже о великом Леонардо».

Некоторые из самых ярких комментариев в обоих фильмах даже не об искусстве. В «Потерянном Леонардо» Эван Бирд, руководитель Bank of America, который рассматривает искусство как выгодные инвестиции, говорит о мотивах обычных покупателей, которые собираются использовать произведения искусства в качестве залога для других финансовых маневров. В фильме не говорится по поводу атрибуции картины, но он дает понять, что музеи, дилеры и потенциальные покупатели могли выиграть миллионы, не говоря об огромном престиже, решив поверить, что это настоящий Леонардо.

Фильм Антуана Виткина «Спаситель на продажу» наиболее примечателен некоторыми взрывными добавлениями о том, что могло происходить за кулисами Лувра. Документальный фильм во многом повторяет «Потерянный Леонардо», но менее стильно, со слишком большим количеством стоковых снимков городов. Он страдает от отсутствия Модестини или какой-либо другой убедительной центральной фигуры. Но в нем есть два анонимных источника — их лица скрыты на камеру, которые идентифицированы как высокопоставленные французские правительственные чиновники, имевшие доступ к исследованиям картины в Лувре и к французско-саудовским переговорам. Один из источников сообщает, что Лувр пришел к выводу, что Леонардо просто «внес свой вклад в картину», но бин Салман одобрит ссуду только в том случае, если «Спаситель мира» будет отмечен как подлинный Леонардо.

Эти два документальных фильма появляются в то время, когда фильмы, подкасты и сама поп-культура, кажется, очарованы преступлениями в области искусства, загадками и подделками, резюмирует обозреватель.