logo
Новость
/ Подмосковье

Финские педагоги поделились опытом с коллегами из Подмосковья

Совместный семинар для директоров школ Подмосковья и их коллег из Финляндии прошел в доме правительства Московской области 13 декабря, сообщает Региональное информационное агентство Московской области.

Как сообщила первый заместитель министра образования Подмосковья Наталья Пантюхина на открытии семинара, представители системы образования Подмосковья во главе с первым заместителем председателя правительства Московской области Ольгой Забраловой участвовали в аналогичном семинаре в Финляндии. Подмосковный семинар является заключительным в серии семинаров 2017 года.

По словам Пантюхиной, 30 лет назад система образования Финляндии была аутсайдером по своим показателям, а на сегодняшний день это она одна из самых эффективных образовательных моделей мира.

В первой части семинара прошли выступления финских экспертов, которые поделились своим опытом работы, технологиям лидерства образовательных организаций у себя в стране. Вторая часть семинара была посвящена практическим занятиям с директорами подмосковных школ.

Инициатором проведения данных семинаров является губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Комментарий редакции

Несмотря на то, что в России имеются свои системы образования, не раз доказавшие свою эффективность, современные реалии таковы, что власти, как верховные, так и на местах, изо всей силы стараются копировать опыт Европейских стран, зачастую не анализируя его и последствия такого слепого копирования.

Так, сами финские эксперты в сфере образования высказывают совершенно противоположную оценку системе образования современной Финляндии. По их мнению, уровень знаний школьников упал, по сравнению с началом 2000-х.

С началом кризиса 1990-х годов в Финляндии закончился период бесплатного образования для всех, т.к. были урезаны бюджетные ассигнования на образование. В связи с этим были отменены зарплаты подменяющим учителям, а так же стали значительно реже закупать учебники, из-за чего приходилось учиться по очень ветхим экземплярам, уже не пригодным для этого. Также «администрация обязала учителей составлять подробные отчеты, написание которых съедало последнее время и истощала силы. Эта работа с документами достигла абсурдной стадии». Это слова финского советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström). Очень напоминают современную ситуацию с заполнением различной отчетной документации в российских школах, на которую повально жалуются учителя.

Финские эксперты отмечают наметившееся расслоение в успеваемости учеников, напрямую коррелирующее с социально-экономическим положением их семей.

Преподаватель университета Венла Бернелиус (Venla Bernelius) отмечает, что «современные малообеспеченные семьи сконцентрированы в слаборазвитых городских районах. Например, переход учеников из одного учебного района в другой в зависимости от обеспеченности семьи в Хельсинки имеет такие же масштабы, как и перемещение между коммунами по всей Финляндии». Иными словами хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ, чего малообеспеченные семьи себе позволить не могут.

Данная тенденция заметна и внутри школ. Классы в школах формируются по уровню знаний, т.е. по уровню успеваемости учеников. Что с течением времени ведет к увеличению этой разницы среди учеников различных классов.

Так какой же опыт перенимают подмосковные директора школ у своих финских коллег? Опыт образовательной сегрегации и заполнения бумажной документации? Финляндия уже известна поставкой на экспорт своей системы ювенальной юстиции, одной из самых жестких в Европе. Так еще и весьма неоднозначный опыт в сфере образования уже идет на экспорт в Россию.