РФ не может сохранить статус-кво, когда другие наступают — профессор СевГУ

Тан Мор. Пир Аттилы. 1870
Тан Мор. Пир Аттилы. 1870
Тан Мор. Пир Аттилы. 1870

За последние три десятка лет в черноморском регионе ЕС, США и Турция в основном занимают наступательную позицию, в то время как Россия преимущественно пытается сохранить статус-кво, заявил доктор политических наук, заведующий кафедрой «Политические науки и философии» Севастопольского государственного университета, профессор Александр Ирхин 23 февраля в прямом эфире на Радио Спутник в Крыму.

В ходе программы обсуждалась недавняя демонстрация на турецком государственном телеканале ТРТ-1 материалов американского мозгового центра «Stratfor», который еще называют теневым ЦРУ. В числе прочего была продемонстрирована карта предполагаемой зоны влияния Турции, которая к 2020 году должна была включить в себя Крым, Кубань и другие территории России. А к 2050 году расшириться на Балканы, северную Африку, Ближний восток, Закавказье, Среднюю Азию и территории России населенные тюрками.

Отвечая на вопросы, Ирхин заметил, что указанному прогнозу уже более 10 лет. Он был сделан еще в 2009 году и часть тенденций указанных в сценарии компании «Stratfor» не оправдались. Например, в этом прогнозе говорится, что Россия к 2020 году распадется на несколько частей, не выдержав напряжения от холодной войны 2.0, которая начнется в 2013 году. При этом о Крыме и о его возможном присоединении к России в том американском прогнозе ничего не сказано.

«Американские аналитики опираются на подробные статистические сведения, контентанализ и другие данные. В целом это глубокая междисциплинарная методология. И прогноз имеет качественную научную глубину. Конечно, частично прогнозы не сбываются, но тенденции, которые описывает Фридман справедливы. А про сферу влияния Турции, указанную в прогнозе, пантюркисты писали еще начиная с 40-х годов 20-го века. И эта карта представляет собой соединение неоосманских и пантюркистских идей. Синтез республиканского периода развития Турции с 1923 года и до этапа возвращения к неоосманистским идеям. Если смотреть на историческую ретроспективу, то на карте изображена Турецкая империя времен конца 17 и начала 18 веков», — рассказал доктор политических наук.

По мнению Ирхина, интересы России и Турции пересекаются и в северной Африке, и в Причерноморье, и в Сирии, и в Центральной Азии. Эти противоречия были и раньше. Фридман уловил лишь тенденцию взлета Турции, как великой державы. Но в тоже время Россия напротив сохранила свою целостность и не распалась. Однако, в отличие от Турции, которая находится на подъеме, Россия в черноморском регионе ориентируется в основном на сохранение статус-кво.

«В целом если посмотреть на постсоветский черноморский регион, то мы увидим, что и Европейский союз, и США, и Турция наступают в черноморском регионе. И наступают за счет нашего российского (советского) пространства. А Россия с 1991 года ориентируется на свой проект в рамках сохранения статус-кво. В этом проекте были прорывы в 2008 году в ходе Российско-грузинской войны, в 2014 году — воссоединение Крыма с Россией. Но это все равно оборона. А оборона стратегически всегда проигрышна», — резюмировал эксперт.

Напомним, турецкая политическая элита в последние годы различными путями продвигает идею великого Турана, согласно которой зона влияния турок должна распространиться на все территории населенные этническими тюрками. В первую очередь это касается Азербайджана и стран Средней Азии, но в границы великого Турана включены также и отдельные территории Российской Федерации.