1. Мироустроительная война
  2. Политика Ватикана
Ватикан, / ИА Красная Весна

Ватикан раскрыл имя единственной в истории женщины-иезуита

Алонсо Санчес Коэльо. Хуана Австрийская (фрагмент)
Алонсо Санчес Коэльо. Хуана Австрийская (фрагмент)

Имя единственной женщины, тайно ставшей членом Общества Иисуса и стоявшей у истоков основания ордена иезуитов, раскрыл венесуэльский иезуит и генеральный настоятель ордена отец Артур Соса. Об этом 17 декабря сообщает католический портал Crux.

Общество Иисуса было основано в 1540 году св. Игнатием Лойолой и шестью соратниками с одобрения папы Павла III. В то время понтифик оказывал давление на Игнатия, чтобы тот открыл женскую ветвь ордена в 1545 году, и Игнатий принял обеты трех женщин, правда, без упоминания об их вступлении в иезуиты.

Эксперимент длился недолго, отчасти потому, что Игнатий был убежден, что в 16 веке женщины просто не могли обладать полной готовностью к служению, которое он считал необходимым для иезуитского призвания. Год спустя женщины были освобождены от обетов, а в 1547 году Игнатий добился от Павла III приказа, запрещающего иезуитам брать в свои ряды общины женщин.

Однако несколько лет спустя Игнатий столкнулся с требованием принять ее в общество от принцессы Португалии и матери короля Хуаны Австрийской, которая вскоре стала регентом Испании.

На момент замужества в 1552 году Хуане было всего 17 лет, и она была известна своим глубоким религиозным благочестием. Она активно боролась с распространением лютеранства в Испании, среди прочего поощряя работу инквизиции — историки говорят, что в 1558 году она лично председательствовала на аутодафе, в ходе которого 13 еретиков были казнены, а несколько других — наказаны. Хуана также запретила ввоз иностранных книг и постановила, что испанцы не могут выезжать учиться за границу, чтобы сдержать влияние Лютера на испанское общество.

В рамках своего набожного католицизма она стала одним из первых поклонников иезуитов и завязала личное знакомство со святым Франциском Борджиа — испанским вельможей, который впоследствии стал третьим генеральным настоятелем ордена иезуитов.

Хуана сообщила Борджиа о своем желании стать иезуитом, что, сделав предложение, от которого общество не смогло отказаться. На тот момент она была фактической правительницей Испании, и ее поддержка имела решающее значение для экспансии иезуитов как в Европе, так и в других странах.

По словам покойного отца-иезуита Джона Падберга, который был директором Института иезуитских источников в Университете Сент-Луиса, Игнатий был настолько потрясен этим предложением, что созвал комиссию для консультаций. Решение ордена состояло в том, чтобы позволить Хуане войти в Общество Иисуса в качестве постоянного схоласта, то есть истинного иезуита, но без принятия окончательных обетов, оставаясь в «процессе формирования». Если бы в то время ей было позволено принять окончательные обеты, то по гражданскому и церковному праву она бы лишилась всего имущества, что сильно осложнило бы династические расклады в Испании и Португалии.

Предприятие оказалось настолько деликатным, что Хуана принесла клятвы тайно, и во всех письменных записях упоминалась под псевдонимом Матео Санчес или Монтойя. Хуане также было запрещено вносить какие-либо явные изменения в свой образ жизни, которые могли бы выдать ее новый статус члена ордена.

Ее более поздние письма ясно показывают, что она пыталась отдавать приказы как самому Лойоле, так и Борджиа.

Хуана умерла в 1573 году в возрасте 38 лет, и, насколько известно, никто при жизни не знал о ее принадлежности к ордену.

Сегодня канонисты и церковные историки спорят о том, можно ли считать Хуану «настоящим» иезуитом, что, конечно же, ставит на вопрос, что это вообще означает.

Теолог из Университета Санта-Клары Лиза Фуллам изложила следующие соображения в провокационном эссе 1999 года под названием «Святая Хуана: Прошлое (и будущее?). Статус женщин в Обществе Иисуса».

«Ее глубокое чувство связи с миссией Общества можно увидеть в ее приверженности продвижению и защите его работы», — написала Фуллам. «Хуана была не просто защитником Общества: ее стремление вести религиозную жизнь так хорошо, как она могла, — и забота иезуитов о ее духовном благополучии в ответ — свидетельствовали об истинном стремлении войти в жизнь Общества настолько полно, насколько позволяли ее политические обстоятельства».

Конечно, Хуана жила в совершенно другом мире, нежели тот, с которым сегодня сталкиваются иезуиты. Тем не менее, в соответствии со схоластическим принципом, что если что-то было сделано однажды, значит, это можно сделать снова. А значит, можно предположить, что комиссия генерала ордена Сосы должна будет, по крайней мере, сделать паузу и рассмотреть наследие единственной в истории женщины-иезуита.