1. Культурная война
  2. Музеи России
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Михаил Пиотровский назвал музей книгой «для внимательного чтения»

Изображение: Юрий Вердеревский © ИА Красная Весна
Эрмитаж. Малая столовая
Эрмитаж. Малая столовая

Об Эрмитаже, его взаимодействии с Британским музеем, о судьбе объектов Всемирного культурного наследия в Крыму рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский 21 января в интервью «Российской газете».

Беседа, проходившая в рамках «Делового завтрака» «Российской газеты» (РГ), совершенно естественно, большей частью была посвящена Эрмитажу. Книгой «не для легкого чтения, а для внимательного» назвал музей Михаил Пиотровский, уточнив, что «Эрмитаж — это вся мировая культура в русской оболочке».

Гость РГ считает, что собрание зарубежного искусства Эрмитажа помогает открывать мир для граждан России, и, наоборот, открывает Россию для всего мира. По его мнению, для страны обладание хорошими художественными коллекциями столь же необходимо, как иметь сильные экономику и армию.

Смотрите также:

В ходе разговора были затронута тема обмена выставками с Британским музеем. Эрмитаж представил в Лондоне собрание скифского искусства, а в своих залах разместил коллекцию ассирийских рельефов из лондонского музея. Возник также разговор о спонсорах, поскольку этот обмен проходил при финансовой поддержке «Бритиш петролеум», против которого ополчились экологи, назвавшие деньги ВР «грязными».

Михаил Пиотровский высказал мысль, что загрязнение окружающей среды является продуктом развития цивилизации, как таковой. Хотя, брать спонсорские деньги, например, у частных военных компаний музейщик счел невозможным. В любом случае, «решать это должны не люди на улице, а музей». С его слов, были случаи, когда Эрмитаж отказывался принимать помощь от некоторых потенциальных спонсоров.

Затронута также была тема связи коллекций Британского музея с колониальным прошлым Англии. Многие открыто называют его «самым имперским и колонизаторским музеем в мире». Это заставило руководство музея сделать его более открытым, как для общин и наций самого Лондона, так и для всего мира, поскольку его коллекции все чаще путешествуют по разным странам.

«Эрмитаж и отечественные музеи вообще-то всегда так делали», — добавил Пиотровский. На вопрос о том, что Эрмитаж также является «музеем вывезенного искусства», последовал ответ: «Да, но купленного за деньги».

Комментируя слова президента Франции Эммануэля Макрона, пообещавшего в отношении «колониальных» коллекций Лувра все отдать тем странам, у которых забрали, директор Эрмитажа сказал, «что такие вещи должны решать музеи, а не политики». Конечно, «когда в музее оказываются святыни другого народа или другого общественного института, это становится проблемой», но которую надо решать каждый раз особо.

Очень часто вывоз предметов искусства в Лондон или Петербург спасал произведения искусства, считает Пиотровский. «Если бы знаменитый эрмитажный Пальмирский тариф остался бы в Пальмире, представляете, какая бы это была замечательная мишень для пулеметчиков XXI века!» — сказал Михаил Борисович.

Очень содержательной была реакция Михаила Пиотровского, как руководителя Союза музеев России, на предложение читателя РГ создать особый совет по Крыму. Целью создания такой структуры должно стать сохранение объектов Всемирного культурного наследия, расположенных на землях древней Тавриды, когда деятельность ЮНЕСКО на сегодня в этом российском регионе фактически сведена к нулю.

Пиотровский ответил, что такая работа уже ведется. Тем более, что в Крыму ЮНЕСКО не признало Херсонес и, соответственно, не принимает от него отчеты. «Но примут когда-нибудь», — считает Михаил Борисович. «Союз музеев РФ, активно работая там, знает, что Херсонес жив, — добавил он, — и полностью отвечает критериям ЮНЕСКО». Более того, есть интересные проекты его развития.

Все документы переправляются в ЮНЕСКО, а «они — ясное дело — пока не отвечают. Но потом все наладится, я думаю», уверен Пиотровский.

А вот в отношении Южного берега Крыма Михаил Пиотровский настроен не столь оптимистично, поскольку происходит активная застройка, начавшаяся еще в «украинское время», продолжается и сегодня. «Это грозит гибелью памятников культуры», — считает руководитель Союза музеев России.