Исследование: образование увеличивает продолжительность жизни
Более высокий уровень образования приводит к замедлению старения и увеличению продолжительности жизни, говорится в новом исследовании Школы общественного здравоохранения Мейлмана Колумбийского университета и Колумбийского центра старения Роберта Н. Батлера, 4 марта опубликованном в научном журнале JAMA Network Open.
Согласно результатам исследования Framingham Heart Study (FHS), те, кто имел более высокий уровень образования, как правило, старели медленнее и жили дольше по сравнению с теми, у кого было более «скромное» образование.
FHS — это постоянное действующее обсервационное исследование, начатое в 1948 году и в настоящее время охватывающее три поколения.
Анализ Колумбийского университета стал первым исследованием, которое связало уровень образования с темпами биологического старения и смертности. «Мы уже давно знаем, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, живут дольше, но существует множество проблем, чтобы понять, как именно это происходит и, прежде всего, способствуют ли меры по повышению уровня образования здоровому долголетию», — пояснил доцент кафедры эпидемиологии Колумбийской школы Мейлмана и Центра старения Дэниел Бельский, один из авторов исследования.
Чтобы измерить темпы старения, исследователи применили алгоритм, известный как эпигенетические часы DunedinPACE, по отношению к геномным данным, собранным в ходе исследования FHS. Последние результаты показали, что, согласно измерению эпигенетических часов DunedinPACE, два дополнительных года обучения приводят к замедлению темпов старения на 2-3%.
Согласно предыдущему исследованию Бельского о связи DunedinPACE с риском смерти, это замедление старения соответствует примерно 10% снижению риска смертности в рамках FHS.
DunedinPACE был разработан исследователями из Колумбии и их коллегами и представлен в январе 2022 года. Основанный на анализе химических меток на ДНК, содержащихся в лейкоцитах, или метках метилирования ДНК, DunedinPACE, аббревиатура от «Темпы старения, рассчитанные на основе эпигенома», представляет собой последовательность замеров с помощью анализа крови и работает как своего рода часы процесса старения, измеряя, насколько быстро или медленно тело человека меняется с возрастом.
Биологическое старение означает накопление молекулярных мутаций, которые с возрастом постепенно подрывают целостность и устойчивость клеток, тканей и органов. Исследователи из Колумбийского Университета использовали данные 14 106 участников FHS, охватывающих три поколения, чтобы связать данные об уровне образования детей с уровнем образования их родителей.
Затем ученые использовали данные группы участников, предоставивших образцы крови, для расчета темпов биологического старения с помощью эпигенетических часов DunedinPACE.
В ходе первичного анализа исследователи проверили связь между уровнем образования, старением и смертностью в подгруппе из 3101 участника, для которых можно было рассчитать показатели уровня образования и темпов старения. Для 2437 участников, у которых были братья и сестры, исследователи также проверили, связаны ли различия в уровне образования среди членов семьи с разницей в темпах старения.
«Ключевым фактором, сбивающим с толку в подобных исследованиях, является то, что люди с разным уровнем образования, как правило, происходят из семей с отдаленным образованием, что приводит к неравенству в доступе к ресурсам», — объяснила Глория Граф, докторант кафедры эпидемиологии при под руководством Бельского.
«Чтобы решить эти проблемы, мы сосредоточились на образовательной мобильности, то есть на том, какой объем образования получил человек по сравнению со своими родителями, и на образовательных различиях между братьями и сестрами, то есть на том, как долго человек мог учиться по сравнению со своими братьями и сестрами», — добавила Граф. «Это позволило нам контролировать различия между семьями и изолировать влияние образования», — продолжила она.
Объединив эти модели исследования с новыми эпигенетическими часами DunedinPACE, исследователи смогли проверить, как образование влияет на темпы старения.
Затем, связав данные об образовании и темпах старения со сквозными записями продолжительности жизни участников, группа ученых смогла определить, является ли более медленный темп старения причиной большей продолжительности жизни людей с более высоким уровнем образования. «Наши результаты подтверждают гипотезу о том, что меры по содействию образованию замедляют темпы биологического старения и способствуют долголетию», — отметила Граф.
«В конечном счете, для подтверждения наших выводов необходимы экспериментальные данные», — поясняет Бельский. «Эпигенетические часы, такие как DunedinPace, могут улучшить такие экспериментальные исследования, предоставив результат, который может отражать влияние образования на здоровое старение задолго до появления болезней и инвалидности в более позднем возрасте», — отметил ученый.
«Мы обнаружили, что восходящая образовательная мобильность связана как с замедлением старения, так и со снижением риска смерти», — добавила Граф.
«Действительно, более здоровые траектории старения наблюдались среди более образованных участников», — пояснила Граф. «Эта модель связи была схожей между поколениями и сохранялась при сравнении братьев и сестер: люди с более высокой образовательной мобильностью старели медленнее, чем менее образованные братья и сестры», — резюмировала она.