Реформа образования только обострила негативные процессы — ученый-филолог

Изображение: Кульчицкий Александр © ИА Красная Весна
Министерство образования и науки РФ. Москва
Министерство образования и науки РФ. Москва

Российская гражданственность у молодежи должным образом не сформирована, заявила главный научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) доктор филологических наук Ирина Шапошникова. Интервью с ученым 25 марта опубликовало издание СО РАН «Наука в Сибири».

Издание сообщило, что сотрудники Института филологии СО РАН из Новосибирска исследовали русскую языковую личность при помощи методов психолингвистики, чтобы разобраться, как в сознании современных русских студентов отразились социальные преобразования последних десятилетий. Результаты их работы опубликованы в монографии Шапошниковой «Модусы идентификации русской языковой личности в эпоху перемен».

Как выяснили ученые, в профессиональной идентификации у молодых людей активизируются смыслы, связанные с «невостребованностью». Они, только поступив в вуз, уже понимают, что их будущая профессия может оказаться не слишком нужной, либо не считают, что смогут добиться в ней успеха. «“Российская» идентификация у молодого поколения не столь актуальна и позитивна в своей смысловой структуре, как хотелось бы ожидать. Она существенно отличается от «советской» в 1970-е годы, сохраняя только некоторые признаки преемственности», — рассказала изданию Шапошникова. Она отметила, что на основе данных, полученных в исследовании, можно прийти к выводу, что российская гражданственность у молодежи должным образом не сформирована.

Очень сильно трансформировалась смысловая структура образа «народ». Перестройка и первые десятилетия XXI века породили такое новообразование, как местечковый образ народа. Это новообразование «устойчиво ассоциируется с толпой либо с небольшой группой, сформированной информационной средой под определенную задачу, преимущественно с развлекательными и бунтарскими установками», заявила Шапошникова. По ее мнению, реформа образования по западному образцу только обострила негативные процессы последних десятилетий. Навязаны такие условия, которые не дают последовательно соблюдать системность и преемственность в образовании, обеспечить смысловой внутренний содержательный обмен.

Недальновидной нужно признать и насаждаемую административно политику англификации в образовании и в научно-публикационной деятельности. Особенно в гуманитарных науках. Такой управленческой политикой человек выталкивается из своей культурной среды, заявила Шапошникова. Она считает, что гуманитарная сфера должна находить и удовлетворять те реальные потребности, которые есть у российского общества. «Если действительно имеет место информационная война и существует угроза дальнейшего обострения военных конфликтов, может ли общество позволить себе игнорировать непреодоленные негативные последствия уже состоявшихся гуманитарных реформ?», — спросила Шапошникова.