«Астероидный дождь» бомбардировал Землю и Луну около 800 млн лет назад

Изображение: Henner Zeller. July 1, 2019 (cc) flickr.com
Метеор над северо-востоком Калифорнии

«Астероидной бомбардировке» подверглись Земля и Луна приблизительно 800 млн лет назад, считают астрономы из Японии, изучившие фотографии с японского зонда «Кагуйя». Информация об этом опубликована 21 июля в журнале Nature Communications.

Изучая «свежие» лунные кратеры, диаметр которых близок к 20 км, исследователи обратили внимание, что 8 из 59 подобных объектов на поверхности естественного спутника Земли образовались практически одновременно, и произошло это около 800 млн лет назад.

Исследователи полагают, что суммарная масса астероидов, которые атаковали Луну и Землю, в 30–60 раз превышает массу метеорита, который погубил динозавров. Японские астрономы предполагают, что «породившая их „астероидная бомбардировка“ была вызвана разрушением крупного небесного тела, прародителя астероида Эулалия и его свиты».

При этом команда исследователей из Страны Восходящего Солнца во главе с профессором университета Оскаи Кентаро Террадой применила остроумный подход, «перенося» обнаруженные на Луне следы «астероидного дождя» на Землю. Они справедливо полагают, что последствия той «метеоритной бомбардировки» испытал не только земной спутник, но и сама наша планета.

Подобный метод позволил ученым достаточно уверенно локализовать во времени высоковероятную «астероидную атаку» Земли, поиски последствий которой осложнены непрерывным изменением поверхности нашей планеты под воздействием тектонических и эрозионных процессов.

Лунные условия — отсутствие тектонической активности, воды и ветров — позволили подобным следам сохраниться до наших дней. А близость двух космических тел позволяет утверждать о схожести событий в системе Земля-Луна. При этом необходимо учитывать разницу двух планет по габаритам и массе.

8 лунных кратеров, среди которых кратеры Лоуэлла, Коперника и Саха, возникли, по астрономическим меркам, практически одновременно, и произошло это около 800–700 млн лет назад, когда на Земле начался второй глобальный ледниковый период, после завершения которого началось развитие многоклеточной жизни.

Совокупная масса упавших в тот период на Землю метеоритов, по мнению ученых, составила около 44 трлн тонн. Этот «астероидный дождь», предполагают исследователи, мог растопить значительные объемы льда и послужить одной из причин завершения ледниковой эры.