Эксперт назвала причины ухудшения знаний школьников в Финляндии
Пренебрежение научными исследованиями в ходе школьной реформы, которые говорили об опасности чрезмерной самостоятельности учеников и цифровизации, сказалось на результатах обучения школьников, заявила преподаватель Хельсинкского университета Айно Сааринен, сообщает 11 декабря Helsingin Sanomat.
С 2006 года результаты PISA для учеников в Финляндии ухудшались по всем измеряемым предметам. Результаты в 2022 году были оценены министерством образования и культуры Финляндии как «очень тревожные».
Три года назад Сааринен получила ученую степень доктора педагогических наук. В своей диссертации она проследила причины снижения успеваемости финской молодежи. По мнению эксперта, причины снижения результатов 15-летних учеников, выявленного в исследовании PISA, лежат в том, что авторы школьной реформы недостаточно прислушались к мнению ученых.
В качестве данных в своей диссертации Сааринен использовала, среди прочего, исследования PISA 2012 и 2015 годов. Диссертация вызвала фурор, и ее критиковали. По словам председателя Ассоциации психологов и исследователей Яри Липсанен, работа затронула болевые точки общества.
Сааринен отметила, что ее не удивило снижение успехов финских школьников в 2022 году. По словам ученого, она была удивлена тем, насколько это снижение соответствовало исследованию.
«Казалось даже немного странным, как результаты PISA до мельчайших деталей отражали именно те тенденции, к которым могли привести школьные реформы, проведенные в Финляндии», — сказала Сааринен.
Исследователь сообщила, что такое снижение успеваемости происходит, когда школы повышают ответственность своих учеников и делают упор на самоуправление. Ученики испытывают больше приятных ощущений, если им предоставляется возможность больше решать, что им делать. Они делают то, что хотят, но обратной стороной являются пробелы в знаниях студентов, а пробелы затрудняют обучение.
По словам Сааринен, другой причиной является использованием цифровых учебных материалов и учебных сред, которые делают школу более открытой. Однако, как отметила исследователь, это приводит к тому, что учителя утратили возможность влиять на преподавание.
Сааринен также напомнила, что даже не у всех взрослых развивается самоконтроль, а дети и молодые люди не могут лучше взрослых управлять своим временем и расставлять приоритеты в работе по дому.
«Чем младше ученик, тем сильнее учитель должен ставить цели и график обучения. Хотя внешне подросток может выглядеть как взрослый, в его мозгу существует дисбаланс, во время которого недостаточная поддержка со стороны взрослых может привести к быстрому отказу от школы», — подчеркнула исследователь.
По мнению Сааринен, повседневная школьная жизнь должна создавать стабильность и распорядок дня. На практике это означает максимально постоянную группу, постоянных учителей, классы и собственное место. Четкий порядок и расписание чтения.
«Если этого нет, то усиливается ощущение неуверенности, что создает стрессовые состояния в мозгу и блокирует обучение», — добавила эксперт.
Она подчеркнула, что школы открытого типа затрудняют такое постоянство и, наоборот, практически борются с такой рутиной в повседневной школьной жизни. В результате обучение происходит в любое время и в любом месте, потому что классных комнат фактически нет, учение же сопровождается шумом и суматохой. Как указала исследователь, концентрации учащихся мешает не только шумная обстановка, но и пространство без стен. В таком состоянии взгляд легко блуждает.
«Открытые пространства создают неравенство в зависимости от того, какие темпераменты могут в такой обстановке преуспеть, а какие рискуют быть ухудшить результаты», — говорит Сааринен.
По мнению Сааринен, школа должна быть местом, где ученики практикуют концентрацию. Однако в сегодняшней школе учащимся трудно сосредоточиться, им сложно сконцентрироваться даже на полчаса. Исследователь подчеркнула, что попытки учитывать эмоциональные потребности молодежи дошли до крайности, и роль положительных эмоциональных переживаний переоценивается.
«Молодым людям нужна поддержка, чтобы научиться откладывать эмоции во время работы», — сказала она.