В Казани увековечат память о подвиге тыла в войне — историк

Иван Бевзенко. Молодые сталевары. 1961
Иван Бевзенко. Молодые сталевары. 1961

Подготовка исторической справки для Академии наук РФ для присуждения Казани звания «Город трудовой доблести» рассматривалась как долг перед нашими предками, которые в годы войны, не щадя себя, ковали победу в тылу, сообщила заведующий отделом новейшей истории Института истории имени Марджани Кабирова Людмила 7 июля на пресс-конференции.

«Меня, например, не оставляло чувство обиды за наших бабушек и дедушек, которые работали в тылу в годы Великой Отечественной войны, потому что их подвиг он не менее значим, чем подвиг фронтовиков на полях сражений», — заявила историк.

В своем выступлении Кабирова привела ряд документально подтвержденных фактов, которые также были внесены в заявку для Академии наук РФ.

Одним из условий присвоения Казани звания «Город трудовой доблести» — награждение орденами предприятий города. Семь крупнейших казанских предприятий в годы войны получили именно такие ордена.

«Один из старейших военных предприятий России, вдумайтесь только, он был образован ещё указом Екатерины II в 1786 году, за трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны, в 1985 году получил орден Отечественной Войны первой степени», — сообщила Кабирова.

Из 47 предприятий, которые участвовали во Всесоюзном соревновании в годы Великой Отечественной войны, 42 предприятия 334 раза отмечали за хорошую работу, 14 предприятий — 144 раза получили переходящее Красное знамя.

До войны в Казани работали несколько мощных заводов всесоюзного значения. Потенциал у города был, и вот этот потенциал усилили почти 70 эвакуированных предприятий.

Город выпускал самолеты совместно с заводами, эвакуированными из Ленинграда. Два моторных завода из Москвы, по одному из Воронежа и Казани, объединившись, произвели более 15 тыс двигателей для военной техники, сообщила Кабирова.

Пороховой завод произвел в годы войны 103 тыс тонн пороха на 4 млрд зарядов, из них 1 млн тонн для знаменитых «Катюш».

Также историк отметила работу казанского завода по выпуску кетгута (сшивного хирургического материала), который работал ещё до войны. В годы войны это было единственное предприятие в стране, которое производило сшивные нити, без которых невозможно было провести ни одной операции.

«Так же как многие тыловые города, наш город принял 45 госпиталей, где 334 тысячи раненых бойцов прошли курс лечения», — сообщила историк.

«В годы войны Казань и Татария производили почти двести видов различных видов обмундирования, снаряжения, обуви, одежды. Опять же вдумайтесь, цифры поражают — почти 1 млн шинелей было произведено, 2,5 млн комплектов шаровар и гимнастёрок, почти 8 млн комплектов нательного белья, 6 млн пар валенок, 5 млн пар сапог», — сообщила производственные показатели Кабирова.

Казань и до войны была вузовским городом, с одним из лучших университетов в стране. Во время войны в Казань была эвакуирована треть Академии наук СССР и здесь работали учёные с мировым именем. Ученые не сидели сложа руки, а также продолжали научные изыскания. Была создана специальная комиссия из ученых, которые помогали предприятиям Казани разработкой технологий и организации труда для поднятия производительности предприятий.

Так в 1943 году в Татарии эвакуированными учеными было открыто по тем времена крупнейшее месторождение нефти «Ромашкинское», поиск которого геологи начали еще до войны.

«На XVIII съезде партии высказались о необходимости создания „второго“ Баку и тогда работа активизировались. Нефтяная секция во главе с академиком Федоровым разработала карту геологического строения ТАССР и высказала предположение о том, что нефтяные месторождения должны быть. И действительно, жизнь подтвердила эти предположения, их открытия военных лет на долгие годы вперёд предопределили развития нефтяной отрасли Татарстана», — отметила Кабирова.