Иран неожиданно вырвался в лидеры мирового рынка по экспорту яблок
Прогресс Ирана в экспорте яблок настолько велик, что страна на данный момент претендует на лидерство на глобальном рынке, 4 мая сообщает пресс-служба информационно-аналитической платформы рынков Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы EastFruit.
В конце первого месяца весны текущего года Иран поставил 743 тысячи тонн яблок в другие страны. При этом в марте экспорт продолжал оставаться невероятно высоким для данного времени года — 157 тысяч тонн всего за один месяц. Эксперты приводят для сравнения данные по Украине: за целый год страна экспортирует примерно в четыре раза меньше яблок, чем Иран только за один месяц.
По оценкам агроаналитиков EastFruit, к середине лета экспорт яблок из Ирана может вырасти до 220 тысяч тонн. Совокупный объем поставок яблок за рубеж за сезон 2020–2021, по мнению агроаналитиков, может достигнуть миллиона тонн. Такой планки удавалось достичь только Китаю, Италии и Польше. США и Чили были близки к этому показателю.
Аналитики подчеркивают, что в недавнем прошлом позиции пяти стран-лидеров мирового экспорта яблок казались незыблемыми. Разрыв между объемами их поставок и экспортом из других стран составлял не менее трехсот тысяч тонн.
«Экспорт яблока из Ирана практически удваивается ежегодно. Это самые высокие темпы прироста экспорта среди топ-15 мирового экспорта яблока», — сообщил Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Основными импортерами иранского яблока в нынешнем сезоне являются Ирак, Россия и Афганистан. На эти страны пришлось более 70% экспорта данного фрукта за период с августа 2020 года по март 2021 года включительно. Еще почти 30% яблок из Ирана было поставлено в Индию, ОАЭ и Казахстан. Страна поставляет яблоки также на Украину, в Киргизию, Туркмению, Армению, Азербайджан и другие.
В то же время, подчеркивают специалисты рынка, у Ирана могут быть в ближайшем будущем проблемы с экспортом яблок — удержать лидирующие позиции будет сложно. Дело в том, что агросектор страны сосредоточен в основном на низком ценовом сегменте.
Производители постоянно снижают стоимость производимой продукции. Это в конечном итоге ведет к потере значительной доли потенциальной прибыли. Ситуацию могло бы выправить повышение качества продукции, но для Ирана это сложная задача, так как придется вкладывать большие средства в обновление садов, а также технологий производства и хранения плодов.