Упорхнуть от смерти: как бабочки-монархи спасаются от паразитов
Длительные сезонные миграции помогают бабочкам-монархам (Danaus plexippus) уберечься от заражения паразитами, 4 сентября сообщает научный портал Science со ссылкой на статью американских ученых в журнале Ecology Letters.
Ученые вели полевые исследования в штате Техас во время осенних миграций бабочек-монархов 2014 и 2015 годов. Всего было изучено около 500 экземпляров Danaus plexippus, половину из которых исследователи застигли в местах оседлого проживания, а оставшихся особей — на «пит-стопах» во время перелетов. Каждый экземпляр проверялся на Ophryocystis elektroscirrha — протозойного паразита, специфически поражающего бабочек-монархов.
Ученые установили, что риск заражения кочевых особей в 13 раз меньше, чем у тех, которые выбиваются из миграционного цикла. Предположительно, это обусловлено двумя причинами. Во-первых, при длительных миграциях заболевшие особи быстро отсеиваются и почти не сталкиваются со здоровыми собратьями. Во-вторых, «перелетные» бабочки-монархи находятся в местах произрастания молочая только в теплое время года. Это растение не только служит пищей для гусениц Danaus plexippus, но и может быть источником паразитов — в частности, упомянутого Ophryocystis elektroscirrha.
Бабочки-монархи — одни из самых крупных и красивых чешуекрылых с яркой «предупреждающей» расцветкой и размахом крыльев до 10 см. Относясь к числу немногих «перелетных» бабочек, они способны перемещаться не только на тысячи километров в пределах суши, но даже над Атлантикой.
Североамериканская популяция Danaus plexippus делится на кочевую и оседлую. Представители первой слетаются на зиму в мексиканские Кордильеры, а свое возвращение в родные пенаты приурочивают к цветению молочая. Немигрирующие бабочки-монархи остаются в местах обитания целый год.
Существует гипотеза, что бабочек-монархов склоняет к оседлому образу жизни искусственное разведение в Северной Америке тропических видов молочая. Такие растения, в отличие от местных аналогов, не отмирают в холодное время года, из-за чего в своих местообитаниях остаются и сами бабочки. Возможно, североамериканская кочевая популяция Danaus plexippus именно по этой причине сократилась на 84% за время с 1996 по 2015 годы.