Историк назвал духовные истоки русского гостеприимства и традиции застолья

Изображение: Григорий Седов. Обращение князя Владимира в христианство. 1866

Духовные истоки русского гостеприимства и традиции застолья в честь гостей описал общественный деятель, историк Борис Якеменко 3 января в своем Telegram-канале.

Якеменко отметил, что гость всегда воспринимался по-особенному, а в русском фольклоре существовали противоположные по значению пословицы о гостях. С одной стороны — «гостю почет, хозяину честь», «гость в дом, и Бог в доме», а с другой стороны — «гость на двор и беда на двор».

«Гостеприимство и застолье, обязательно с ним сопряженное, есть характернейшие особенности нашего быта. Гость, приходящий в дом из иного, внешнего пространства, воспринимался гротескно. Вторгаясь из внешнего мира в замкнутый мир дома, он был либо порождением уличного, негативного пространства (и тогда он нес с собой беду и несчастье), либо он являлся образом Божьего посланника, пришедшего из небесного мира, и поэтому обладающего особыми качествами», — написал Якеменко.

Духовной основой гостеприимства в России он назвал понимание того, что в облике гостя может прийти сам Христос. Поэтому гостя было принято усаживать в красный угол и кормить всем лучшим, что было в доме.

«Таким образом стремились хоть ненадолго создать для гостя обстановку иного мира, небесного, из которого он прибыл, мира, в котором все изобильно, светло и радостно», — отмечает Якеменко.

Он также напомнил о традиции провожания гостей. Связана она с тем, что, когда гость уходил, было принято сделать вид, что хозяин готов оставить все и пойти за гостем.

Историк сравнил русское гостеприимство с западным: «На Западе в гостях вас вполне могут и не накормить, поэтому если прием гостя предусматривает еду, то всегда при приглашении сообщают „приглашаем на обед/ужин“, в других случаях на столе будут только напитки и орешки или чипсы. В России принятие гостя всегда сопровождается изобильным столом и попытка повести себя „по-западному“, поставив на стол тоник и орешки, неизбежно кончится плохо».

Отдельно Якеменко отметил ритуал употребления напитков: порядок и названия выпивания рюмок, наличие тостов, название отдельных тостов («посошки», «стременные» и пр.), душевные и уменьшительно-ласкательные названия спиртных напитков. «Все это говорит о том, что за столом совершается некий ритуал, объединяющий и раскрывающий людей», — заключил историк.