Иран ждет реакции Армении — эксперты о ситуации с иранскими фурами в Сюнике

Изображение: (сс) Didgeman
Закрытый шлагбаум
Закрытый шлагбаум

Свои оценки по поводу проверки иранских грузовиков на дороге Горис — Капан со стороны азербайджанцев официальный Тегеран пока озвучивать не будет, он дождется реакции официального Еревана, рассказал иранист Гарик Мисакян 13 сентября Sputnik Армения.

Так он прокомментировал ситуацию, когда азербайджанцы начали останавливать иранские фуры в Сюникской области Армении и требовать плату за «пересечение границы».

«Иранская сторона пока выжидает, все зависит от реакции Армении, которой все нет. Правда, по некоторым признакам можно понять, что на неофициальном уровне Иран негативно относится к сложившейся ситуации, поскольку считает армяно-иранский товарооборот важным», — сказал эксперт.

Ситуация, которая сложилась в Сюнике, по словам Мисакяна, прямо мешает реализации намерений властей Армении углубить отношения с Ираном. Он считает, что любая проблема, которая связана с трассой между Арменией и Ираном, оказывает негативное влияние на торгово-экономические связи между странами.

Кроме того, эксперт указал на опасность ситуации с трассой для международного имиджа Армении. Кроме того, резкие комментарии по поводу неспособности официального Еревана вернуть контроль над своей дорогой появились в иранском сегменте интернета. Помимо этого, отмечает иранист, Тегеран может пересмотреть свои отношения с Азербайджаном.

«Отношения Иран-Азербайджан рассматриваются отдельно от проблем, связанных с армяно–иранской повесткой, а также межгосударственной дорогой Армения-Иран. Тем более, что с армянской стороны заявления о том, что данный шаг Азербайджана является нарушением межгосударственной границы так и не прозвучали», — сказал он.

По словам экономиста Армена Ктояна, ничего хорошего для армянской экономики нынешняя ситуация не сулит. Он считает, что если решение проблемы не будет найдено, Армения столкнется с серьезнейшей инфраструктурной проблемой.

«Фактически, мы сталкиваемся с проблемами грузоперевозок, дополнительными препятствиями, а это предполагает дополнительные расходы. Это может привести к сокращению объемов импорта, спровоцировать инфляцию или же дефицит товаров. Все зависит от того, как долго проблема будет оставаться нерешенной», — сказал Ктоян.

Экономист отмечает, что сложившаяся ситуация остро ставит вопрос строительства дороги «Север-Юг». По его словам, нынешняя дорога имеет сложный рельеф и негативно влияет на стоимость доставляемых грузов. По его словам необходима альтернативная дорога, которая хоть и будет затратной при строительстве, однако позволить выстроить «обходной путь».

Напомним, 25 и 26 августа вооруженные силы Азербайджана перекрыли два участка трассы Капан — Горис. Причиной таких действий в Азербайджане назвали ранение своего солдата, которое якобы нанесли армянские военные. Власти Армении категорически отвергли эти обвинения и потребовали доказательства. Позже, при участии российской стороны, участки были разблокированы, однако на них появились бетонные блоки.

10 сентября стало известно, что на ранее разблокированных участках дороги Горис — Капан появились КПП азербайджанской полиции. Водители рассказали, что азербайджанская сторона начала останавливать иранские грузовики и требовать платы за проезд.

Эксперты отмечают, что, возможно, по поводу Сюникской области имеются какие-то скрытые договоренности между властями Армении и Азербайджана, что и приводит к таким неожиданным событиям в области.