Ливан не признает Израиль и после договоренности о границе — анализ
Комментарии, недавно сделанные официальным лицом Белого дома, указывают на прогресс в непрямых переговорах между Ливаном и Израилем, направленных на поиск решения их спора о морских границах, 2 сентября пишет The Jerusalem Post.
Но любой прогресс, пишет издание, поднимает множество вопросов относительно роли в этом вопросе «Хезболлы», поддерживаемой Ираном ливанской милиции.
Технически находясь в состоянии войны с 1948 года и не имея дипломатических отношений, Ливан и Израиль враждуют из-за 860 квадратных километров Средиземного моря, которое, как считается, содержит богатые залежи природного газа. С октября 2020 года они периодически ведут переговоры по поводу богатых газом месторождений, которые, как они утверждают, находятся в их исключительных экономических зонах.
Администрация президента США Джо Байдена предложила компромиссное решение, предусматривающее создание S-образной морской экономической границы между двумя странами. Старший советник США по вопросам энергетической безопасности Амос Хохштейн заявил в июне телеканалу Al-Hurra, что предложение, представленное ему ливанскими официальными лицами, позволит переговорам «продвинуться вперед».
В последние месяцы Хохштейн в качестве специального координатора президента по соглашению о границе совершил несколько поездок в Бейрут и Тель-Авив.
«Мы продолжаем сокращать разрыв между сторонами и считаем, что долговременный компромисс возможен», — заявил на этой неделе неназванный представитель Белого дома.
Комментарии прозвучали на фоне сбивающих с толку сигналов от официальных лиц Ливана и их союзников по коалиции. Президент Ливана Мишель Аун и его «Свободное патриотическое движение» (СПД) поддерживают стратегический союз с «Хезболлой» с 2006 года.
Взаимопонимание между ведущими ливанскими христианскими и шиитскими партиями время от времени подвергалось испытанию воинственной риторикой лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы. Но в связи с продолжающимися переговорами с Израилем, приверженность «Хезболлы» палестинскому сопротивлению, ее политическая сила и даже ее значимость были поставлены под сомнение.
«Хезболла обвиняет всех своих противников в том, что они являются сионистскими и империалистическими агентами. Так что приветствуется любой повод доказать ее неправоту», — сказал Arab News Надим Шехади, ливанский экономист и политический обозреватель. «Тем не менее, это один из редких случаев, когда присутствие „Хезболлы“, возможно, усилит позиции Ливана на переговорах».
«Хезболла» пригрозила напасть на Израиль, если договоренность, приемлемая для Ливана, не будет достигнута к четко установленному сроку. В начале июля он дважды отправлял беспилотники в сторону газового месторождения Кариш, где у Израиля есть буровая площадка, и три из которых были сбиты израильскими военными.
Хотя беспилотники не были вооружены, они продемонстрировали способность «Хезболлы» нанести удар по морскому объекту и поднять ставку на переговорах с Израилем при посредничестве США. В последние месяцы Израиль также неоднократно обвинял «Хезболлу» в том, что она мешает миротворцам ООН, дислоцированным вдоль ливано-израильской границы, выполнять свои обязанности.
Тем не менее, говорят, что «Хезболла» в частном порядке хочет избежать нового конфликта в то время, когда Ливан переживает разрушительный экономический кризис, в результате которого более трех четвертей его населения оказались за чертой бедности. В последней войне, которую она вела с Израилем 16 лет назад, погибло около 1200 ливанцев, в основном мирных жителей, и большие участки страны превратились в руины.
«Безусловно, „Хезболла“ может в любой момент помешать переговорам и сделать процесс заложником», — сказал ливанский экономист и политический обозреватель Надим Шехади в интервью Arab News. «Театральность отправки дронов для фотографирования израильских газовых установок соответствовала их подходу».
Шехади отметил, что недавние сцены на границе, где два ливанских министра соревновались в бросании камней в отношении Израиля, напомнили ему период сразу после ухода Израиля из Южного Ливана в мае 2000 года, когда ливанские политики присоединились к театрализованному «освобождению силами сопротивления».
«Обстоятельства ухода были хорошо известны. Премьер-министр Израиля Эхуд Барак пообещал в июле 1999 года отойти к международной границе, и это было выполнением этого обещания», — сказал Шехади Arab News. «Вывод войск был скоординирован между Израилем и „Хезболлой“ с помощью двух шведских посредников».
На этот раз ливанские аналитики внимательно следят за любыми политическими последствиями очевидного разрыва между риторикой и действиями Насраллы в контексте ливано-израильских переговоров.
Как пишет израильская газета, после исламской революции 1979 года режим в Тегеране и его сателлиты в регионе якобы полагались на формулу стремления кооптировать палестинское сопротивление для повышения своего морального положения в арабском мире. Те же качества The Jerusalem Post приписывает в своей публикации и «Хезболле».
Ливанская группа позиционирует себя как панисламистскую силу, сражающуюся, в первую очередь, за дело палестинцев, преисполненную решимости освободить Иерусалим от «сионистской оккупации».
Еще в августе 2020 года лидер «Хезболлы» Хасан Насралла выступал против подписания соглашения о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ. «Это предательство ислама и арабизма, предательство Иерусалима, палестинского народа», — сказал он во время речи, посвященной годовщине окончания конфликта между Израилем и «Хезболлой» в 2006 году.
«В какой-то степени Хасан Насралла повышает ставки, чтобы показать, что они не ведут косвенных переговоров с Израилем, подписывая то, что может быть соглашением о совместном использовании морского газа. Но никто не сомневается, что они ведут косвенные переговоры с Израилем», — сказал Майкл Янг, редактор журнала Carnegie по Ближнему Востоку.
«В то же время „Хезболла“ должна показать своим внутренним сторонникам, что она по-прежнему настроена против Израиля, отсюда и эскалация угроз и критики Израиля, если права Ливана на газ не будут соблюдаться», — добавил он.
Но если сделка рано или поздно состоится, признает ли «Хезболла», что Израиль выполнил все свои обязательства перед Ливаном? — таким вопросом задается аналитик. «Взгляд «Хизбаллы» гораздо шире, чем это», — сказал Янг. «Пока есть враг, сопротивление должно продолжаться. Это не официальная точка зрения ливанского правительства, но это подразумевается во всех заявлениях «Хезболлы».