Иезуитская газета обсудила возможность изменения учения о контрацепции и ЭКО

Изображение: (cc) Mariordo (Mario Roberto Durán Ortiz)
Папа Римский Франциск
Папа Римский Франциск

Ежедневная газета иезуитов La Civilta Cattolica опубликовала текст, одобренный Государственным секретариатом Ватикана, с провокационным вопросом, может ли папа римский Франциск написать «новую энциклику или апостольское наставление по биоэтике». Документ будет соответствовать последнему документу Папской академии жизни и подорвет некоторые аспекты католической морали, 23 июля сообщает польское католическое издание Polonia Christiana.

Статья о. Хорхе Хосе Феррера «Перечитывая теологическую этику жизни», опубликованная 2 июля, нахваливала последнюю публикацию Папской академии жизни — книгу «Богословская этика жизни. Писание, Предание, Практические вызовы». Книга содержит серию очерков, основанных на трехдневном семинаре Папской академии.

Как заметил глава Академии архиепископ Винченцо Палья вскоре после ее публикации, семинария и книга должны были «открыть диалог между… различными мнениями, в том числе по спорным темам, предлагая множество вопросов для обсуждения».

о. Феррер заявляет, что когда дело доходит до практики искусственной контрацепции, осужденной во всех формах Папой Павлом VI в Humanae Vitae, то это открытый вопрос и ответ на него зависит от «практического различения, которое не может совпадать с автоматическим применением и материальным соблюдением нормы, что проявляется в самой практике естественных методов [контрацепции]».

В публикации Папской академии жизни проводится различие между методами контрацепции, позволяющими избежать зачатия, и мерами по прерыванию беременности. В то время как вторые будут осуждаться, первые будут дозволены, и все будет зависеть от «мудрой проницательности в каждом конкретном случае». Это «различение» будет производиться супругами, исключая меры, убивающие ребенка на самой ранней стадии его развития.

Академия также предложила признать нравственно допустимым гомологичное искусственное оплодотворение (ЭКО), то есть процедуру искусственного оплодотворения жены спермой мужа.

Феррер напомнил слова архиепископа Палья, заявившего во введении к публикации, что сам Папа Франциск «лично призвал провести научную дискуссию на эту тему» ​и опубликовать ее результаты.

Он подчеркивал, что, «принимая во внимание широкий спектр аргументов, а также множественность точек зрения выступивших авторов, это особенно важный вклад именно в силу его всеохватывающего и, можно сказать, синодального характера. Инклюзия и синодальность неизбежно идут рука об руку».

По мнению о. Феррера, «вполне законно спросить, даст ли нам Папа Франциск новую энциклику или апостольское наставление по биоэтике, которое можно было бы назвать Gaudium Vitae».

Пресс-служба Святого Престола пока никак не прокомментировала возможность выхода новой энциклики.

Тем не менее иезуитский журнал «Америка» уже предполагает, что новый документ «инициирует широкомасштабные размышления об этике человеческой жизни, которые могут привести к появлению нового и окончательного папского документа, обучающего по таким противоречивым вопросам, как контрацепция, деторождение и паллиативная помощь».

Издание Папской академии жизни подверглось критике со стороны многих католиков. Академия ответила на критику записью на своем веб-сайте, указав, что богословие требует «прогресса» и что это часть естественного процесса. Было указано, что «то, что не утверждено сегодня, может измениться [завтра]». «Это не релятивизм, это динамика понимания явлений и науки: Солнце не вращается вокруг Земли», — написали на сайте академии, добавив, что «если бы не было никаких изменений, не было бы и прогресса, и все остановилось бы. Даже в богословии».

Напомним, в 2016 году папа римский Франциск изменил состав Академии жизни и издал новый устав, отменив обязательство членов подписывать декларацию о приверженности церковному учению о жизни.

Назначенные иерархией некоторые новые члены Академии поддерживают аборты, эвтаназию и прелюбодеяние, например, епископ Найджел Биггар.