Исследование показало: банить радикальные группы в соцсетях бесполезно
Большое исследование активности ультраправых в Telegram было проведено учеными из Бернского университета и опубликовано 20 августа в журнале Information, Communication & Society.
Такой интерес именно к этому мессенджеру был вызван тем, что после массовых банов в Facebook и Twitter ультраправые со всего мира собрались в Telegram.
Интересно, что к правым в данном исследовании отнесли и президента США Дональда Трампа, и его сторонников. А также сторонников немецких «Альтернатива для Германии» и PEGIDA.
Всего исследователи проанализировали 53296 каналов и публичных и приватных групп, появившихся с сентября 2015 года по февраль 2020 года, и пришли к следующим выводам.
Во-первых, правые не имеют единой централизованной сети, алгоритм выделил в ней 28 сообществ с плотной структурой. Иными словами, сообщество правых децентрализовано.
Во-вторых, разделение сети явно идет по идеологическим признакам. Самые большие сообщества у альтернативных правых, неонацистов и 4chan. Мейнстримовых правых партий и политиков (кроме Трампа) в выявленной учеными сети нет, так как их нет в телеграме. Каналы про Трампа составляют третье по величине кластер-сообщество.
В-третьих, в выявленную сеть попали и не правые каналы. Чаще всего это интернациональные левые (то есть леваки), анархисты и сторонники протестов в Гонконге.
И, наконец, последнее: в апреле–мае 2019 случился большой взрыв, и появление правых каналов в Telegram резко ускорилось. Исследователи связали это с происходившим в это время массовым баном правых на Facebook и в Instagram. В Telegram появились британские и немецкие сообщества, сообщества, посвященные Трампу и QAnon. Также в апреле 2019 стали доминантными каналы и группы, ассоциированные с 4chan.
Напомним, QAnon — это вера, созданная анонимными посланиями в Twitter якобы от близкого к Трампу источника о том, что Трамп собирается избавить США от педофильского лобби. Сам Трамп никогда ничего такого не заявлял, однако когда его чуть больше недели назад спросили, как он относится к сторонникам QAnon, Трамп заявил, что точно не знает, что это такое, но раз они за него, то это «хорошие люди».
Авторы исследования отметили, что сообщество крайне правых разделяется как по национальному признаку (британцы, немцы, русские, итальянцы и т. д.), так и по идеологическому: есть альтернативные правые, есть откровенные неонацисты, есть сторонники теорий заговоров, вроде QAnon. Третья по величине группа — это очень пестрая группа сторонников Трампа.
Авторы также показали, что структура правых сообществ в Телеграм точно такая же, как была в Twitter и Facebook, то есть после прямых и общих банов на основных платформах правые мигрируют на другую платформу и быстро восстанавливают связи.
Поэтому авторы предлагают уйти от практики повальных банов и удаления профилей правых в соцсетях, а вместо этого банить отдельных агитаторов и применять понижающие коэффициенты и не выдавать их сообщения в поиск, чтобы их увидело минимальное число людей. Или банить репостящих их, чтобы сообщения самых радикальных спикеров не доходили до аудитории. Или найти какие-то другие меры, кроме выталкивания радикалов на другую платформу, где они продолжают работать не менее эффективно.