1. За рубежом: реальный мир
  2. Полемика о демократии
Париж, / ИА Красная Весна

Демократия во Франции откатилась к временам Древней Греции— Le Figaro

Альберт Анкер. Чехарда. 1866
Альберт Анкер. Чехарда. 1866

Случайный выбор из 67 млн. французов коллектива из 35 человек, по разному относящихся к вакцине, должно было помочь правительству Франции принять решения о стратегии вакцинации во Франции. Такой подход к решению серьезной проблемы стал ярким проявлением кризиса демократии, заявил французский публицист и историк Максим Тандонне (Maxime Tandonnet), 4 января сообщает французская газета Le Figaro.

Предложение президента Франции Эммануэля Макрона о формировании коллектива граждан контролирующих процесс вакцинации против COVID-19 в стране стало своего рода клоном «гражданской конвенции по климату», состоящего из 150 граждан, отобранных наугад, чтобы «в полной мере представлять общество во всем его разнообразии и жизнеспособности».

Использование жеребьевки для целей политического представительства превратилось в важное нововведение в современных обществах. Это, по словам историка, прямая отсылка к временам Древней Греции и, в частности, к афинскому городу, где по жребию можно было назначить на места магистратов или руководящие должности.

Этот скачок на 2500 лет назад явился маскировкой ухода от современной демократии с ее законом всеобщего избирательного права и правилом преобладания большинства над меньшинством. Правительства стали опасаться прямой демократии. В этих условиях метод случайного отбора — констатация кризиса демократии, свидетельство об эволюции французского общества.

Фатически такой подход привел к уходу от понятия народа как коллективного субъекта, отвечающего за определение своей судьбы народным голосованием. Обществу решили представить собрание граждан, не избранных, но назначенных случайно, поэтому не представляющих никого кроме самих себя. Это стало ярким проявлением гипериндивидуализма и нарциссической отсталости французского общества.

Как указывал Платон (прим., древнегреч. философ), прозошло нивелирование эгалитаризмом (прим., общество с равенством возможностей): перед лицом судьбы все стоят на равных. Ослабляя понятие общей воли и большинства, произвели возврат к демократии 2500-летней давности, которое усилило самодержавное искушение: князь (президент) получил перед собой лишь Ареопаг (прим., древнегреч. орган власти) изолированных индивидов, а не народ или нацию, по словам публициста.

Слабостью этого способа выбора явилось неотъемлемое отсутствие какой-либо легитимности или обоснования в современном мире. В Древней Греции обращение к жребию основывалось на вере во всемогущество божеств: благодаря появлению случайности, как вспоминал Платон, боги города выбирали лучших. Для современного политического общества такой выбор не приемлем.

Граждане, назначенные таким образом, отказались от традиций французского общества, основанных на «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года. Фактически это означало, что Франция превратилась в общество, ставящее под сомнение (даже отрицающее) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры и даже фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни. Это, по мнению Тандонне, еще больше усугубило, чем разрешило кризис демократии, представив собой коммуникационную операцию, призванную прикрыть трагедию и неудачи эпохи.