Кургинян: России пора перестать бояться собственного исторического опыта

Изображение: Григорий Фадеев 2017 © ИА Красная Весна
Сергей Кургинян
Сергей Кургинян

России пора перестать бояться обращения к собственному историческому опыту и вспомнить свое «извечное слово» об историческом восхождении человека, заявил политолог, лидер общественно-политического движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 апреля в передаче «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

Обсуждая вопрос, чем является Россия, Кургинян напомнил советский анекдот о человеке, который потерял бумажник. На вопрос, почему он не ищет бумажник в нагрудном кармане, тот отвечает: «Боюсь, а вдруг и там нет». Так и обсуждения в России идут по принципу «а вдруг и там нет», считает политолог.

Он отметил, что за год после начала пандемии коронавируса капитализм предложил такие тоталитарные формы общественного устройства как «надзирающий капитализм», «капитализм наблюдения» и так далее. Вопрос только в том, являются ли такие формы совместимыми с человечностью жизни как таковой.

При этом эксперт напомнил, что капитализм, основанный на протестантской этике, начался с установки о неизменяемости злого начала в человеке. Капитализм полагал, что для исторического развития необходимо задать такие законы, в рамках которых «грызня» всех со всеми станет двигателем прогресса.

Однако упование, что при помощи таких рамок можно будет построить хорошее, мирное, развивающееся общество закончилось кризисом Первой мировой войны, в итоге которой поля Европы оказались усеяны трупами молодых европейских мужчин.

«Этот колоссальный кризис Первой мировой войны был бы вообще тотальным, если бы внутри этого кризиса не возникла большевистская революция и все, что связано с ней. И мы прекрасно знаем, и по высказываниям всех ведущих представителей Запада в тот момент, что это „солнце, встающее на Востоке“, „свет с Востока“, что это „луч надежды“. Об этом говорили Бернард Шоу и кто угодно», — напомнил Кургинян.

Он отметил, что смысл Великой Октябрьской социалистической революции заключается в том, что Россия отказалась дальше соглашаться на то, чтобы использовать существующего человека в том виде, в котором он есть.

«Мы его будем менять, и наша главная задача — обеспечить человеческое восхождение. Являлось ли это, в сущности, новым словом России, апеллирующим к Марксу и так далее, или это ее извечное слово. Мне почему-то кажется, что это ее извечное слово», — подчеркнул эксперт.