1. Концептуальная война
  2. Экология как оружие
Берлин, / ИА Красная Весна

Европа совершила ошибку — аналитик о переходе на «зеленую» энергетику

Франсиско Гойя. Сумасшедший дом. 1819
Франсиско Гойя. Сумасшедший дом. 1819
Франсиско Гойя. Сумасшедший дом. 1819

Закрыв месторождения природного газа, атомные электростанции и угольные заводы до того, как стали доступны достаточные альтернативные источники энергии, Европа совершила ошибку, заявил эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке. 22 октября его статья опубликована на немецком новостном портале Agrarheute.

Европа и мир переживают беспрецедентный энергетический кризис. Некоторые называют это кризисом, который можно сравнить с арабским нефтяным эмбарго 1970-х годов — с разрушительными экономическими, социальными и политическими последствиями, пишет американский деловой журнал Forbes.

Нефть марки Brent находится на 5-летнем пике в $84 за баррель, спотовые цены на природный газ выросли более чем на 500% по сравнению с прошлым годом. Возрождение спроса на энергию после кризиса, связанного с коронавирусом, экстремальные погодные явления, перебои в цепочке поставок и плохие запасы — всё это способствовало нынешнему кризису, пишет Зинке.

Снижение производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии в связи с увеличением спроса явилось дополнительным фактором, который поднял цены на электроэнергию до нового рекордного уровня.

Это наиболее сильно ощущается в Европе, но также и в Китае, где проводится нормирование электроэнергии, и в США, где потребители столкнулись с рекордно высокими ценами на топливные насосы. Учитывая нехватку природного газа в Европе и угля в Китае и Индии, а также резкий рост цен в Японии, энергетический мир выходит из-под контроля.

Похоже, что Европа совершила ошибку, закрыв месторождения природного газа, атомные электростанции и угольные заводы до того, как стали доступны достаточные альтернативные источники энергии.

На прошлой неделе Bank of America впервые подсчитал возможные затраты на реализацию мер и целей «зеленой сделки» — и они гигантские. Финансовый портал ZeroHedge сообщил, что подсчеты Банка вызвали бурную реакцию и полемику за и против изменения климата. Как пишет ZeroHedge, банк Америки «дает количественную оценку стоимости величайших экономических, экологических и социальных преобразований в современной истории».

Итог: потребуются не менее $150 триллионов в виде новых капиталовложений, чтобы достичь «чистого нуля» в мире за 30 лет. По данным ZeroHedge, это составит около $5 триллионов ежегодных инвестиций и удвоит текущий мировой ВВП. Однако остается неясным, кто должен заплатить эту гигантскую сумму: частные инвесторы не могут этого сделать.

На саммите в июне 2021 года G7 обязалась достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году. С этой целью Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало в мае дорожную карту: «Чистый ноль к 2050 году: дорожная карта для глобального энергетического сектора». Одним из главных приоритетов дорожной карты МЭА является увеличение доли электромобилей с нынешних примерно 5% мировых продаж автомобилей до более 60% в 2030 году и 100% — в 2035 году.

В то же время мировое производство электроэнергии должно вырасти в 2,5 раза в период с сегодняшнего дня до 2050 года. Это также означает, что, хотя в настоящее время только примерно 3% мировой энергии вырабатывается за счет энергии ветра и солнца, к 2050 году этот показатель должен составить около 70%.

Столкновение факторов и резкий рост затрат усиливают опасения многих экспертов в области энергетики по поводу того, что Европа поспешила отойти от традиционных источников энергии с базовой нагрузкой (газ, уголь и атомная энергия) к периодическому производству энергии из возобновляемых источников.

Генеральный план Европы по обеспечению углеродной нейтральности заставил государства-члены отказаться от долгосрочных контрактов на продажу и перейти к краткосрочным ценам, что сделало кризис еще более дорогостоящим для коммунальных предприятий и других потребителей, которые теперь ищут альтернативные источники топлива.

«Когда ЕС попытался декарбонизировать свою энергетическую инфраструктуру, Брюсселю не удалось создать надежную базовую мощность для производства электроэнергии. Без крупных атомных, угольных и газовых электростанций Европа действительно была бы сегодня темным и холодным местом», — пишет американский деловой журнал Forbes.

Это означает, что источников энергии для того времени, когда возобновляемая энергия мало генерируется, просто нет. Так случилось, например, в «безветренное лето» прошлого года. В результате некоторые страны начали покупать альтернативные виды топлива, такие как уголь, — источник топлива, который выделяет вдвое больше CO2, чем природный газ.

Но цены здесь также резко выросли — не в последнюю очередь потому, что Китай также находится в серьезном энергетическом кризисе. Чтобы справиться с ситуацией, более 20 провинций ввели нормирование электроэнергии. «Энергоснабжение любой ценой», — приказало правительство, подчеркнув зависимость огромной экономики от импорта угля и газа.

Великобритания, Франция и Испания установили новые предельные цены в результате кризиса — цены на энергоносители в полном объеме. Франция пошла еще дальше и объявила, что до конца десятилетия вложит миллиард евро в ядерную энергетику.

Германия идет другим путем и в следующем году закроет почти все свои реакторы, несмотря на проблемы с поставками, и будет полагаться почти исключительно на ветер и солнце. Но опасность реального кризиса поставок и зависимости от поставок российского природного газа таким образом не уменьшится, заключает агроэксперт.