«Пришли турки — бомбят, пришли боевики — грабят». Курды о жизни в Африне
Рассказ бывшей гражданки СССР, проживающей в Сирии с 1982 года, и её супруга-курда, вынужденных выехать из Африна в Алеппо после прихода отрядов сирийской оппозиции, 2 марта опубликовало агентство РИА-Новости.
Кантон Африн на севере Сирии — один из нескольких самопровозглашенных в 2014 году автономных курдских районов. Долгое время курды своими силами отбивались от боевиков ИГ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). При помощи российских ВКС правительству Асада удалось очистить север Сирии от террористов.
Но Турция, считая курдские автономные кантоны источником опасности из-за связей с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК), ввела свои войска, проведя, совместно с сирийской оппозицией, три военные операции: «Щит Ефрата» в 2016 году, «Оливковую ветвь» в 2018 году и «Источник мира» в 2019 году. Курды, рассчитывавшие на помощь США и их союзников, потерпели поражение, и ушли вглубь страны.
Начались бомбежки городов турецкой армией. Наталья Винал, зная о ненависти к русским со стороны сирийской оппозиции, сразу выехала в Алеппо, ее муж Аслан Винал остался в городе, рассчитывая на снисхождение из-за своего преклонного возраста.
«"Сирийская свободная армия“ пришла в наши дома как враги. Мы почувствовали себя, как армяне во времена геноцида в Османской империи (1915 года)», — сообщил Аслан. Потом начались разграбления пустых домов, оставленных курдами, потом стали грабить оставшихся местных жителей.
«Забирали ценные вещи и просто мебель, трактора, технику, могли куриц всех забрать. Ничего в домах не оставили, все забрали. В моем доме в деревне тоже все забрали. А будешь жаловаться — застрелят или обвинят в членстве в РПК», — описывал ситуацию Аслан.
Нередки случаи похищения состоятельных горожан с требованием выкупа в 10-15 тыс. долларов. А также грабительские налоги. Например, за каждое оливковое дерево курд должен был заплатить 2 доллара, неуплата налога чревата вырубкой неоплаченных олив. Курдский язык перестали преподавать в школе, теперь курдские дети учат турецкий.
«До войны это была замечательная страна с очень мирными людьми. Я надеюсь, что та, старая Сирия, еще вернется», — считает Наталья Винал. Пожилая супружеская пара отказалась покидать страну и уехать в Германию или Россию, где у них живут дети. Живя в Алеппо, супруги Винал надеются, что смогут вернуться в свой дом, когда война закончится.