Как Азербайджан изменил газовую карту Европы
Отношения между Пакистаном и Азербайджаном характеризуются как союзнические, поэтому хвалебные статьи, посвященные достижениям азербайджанского государства, не удивительны, говорится 13 февраля в редакционном комментарии ИА Красная Весна.
Ранее директор пакистанского экспертного совета по геополитике Махмуд аль-Хасан Хан заявил, что Азербайджан, начав поставки газа по Южному газотранспортному коридору, изменил «энергетическую карту Европы».
«Завершение строительства Трансадриатического газопровода (TAP), являющегося частью Южного газотранспортного коридора, также важное достижение для Турции. Трансанатолийский трубопровод (TANAP), „Турецкий поток“ и TAP превратили Турцию из импортера газа в страну-транзитера. Это еще больше укрепило концепцию „одна нация — два государства“, объединяющую Турцию и Азербайджан», — отмечает автор статьи в издании «Pakistan Observer».
Махмуд аль-Хасан Хан особо подчеркивает, что Азербайджан поддерживает усилия Европейского союза по повышению уровня энергетической безопасности государств, входящих в его состав. Свое удовлетворение расширением доли Азербайджана на газовом рынке Европы в ходе VII заседании консультативного совета Южного газотранспортного коридора высказала комиссар Европейской комиссии по энергетике Кадри Симсон.
Американский эксперт Брюс Пеньер заявил о важности получения Европой дополнительного газа через Южный газотранспортный коридор. По его мнению, по мере роста населения потребность в тепле и электричестве как в домах, так и на предприятиях увеличивается. В этой связи важно иметь конкуренцию на рынке, которая позволит не допустить дефицита газа.
Отношения между Пакистаном и Азербайджаном характеризуются как союзнические, поэтому хвалебные статьи, посвященные достижениям азербайджанского государства, не удивительны. Так же, как и удовлетворение представителей Европейского союза по поводу открытия Южного газотранспортного коридора. Они бы и готовы отказаться от российского газа, да не могут, уж очень дорого его закупать у США.
Американская сторона понимает, что объем газа, поставляемый Азербайджаном в Европу, невелик, и не рассматривает его в качестве конкурента. Примечательны слова американского эксперта о возможности осложнения отношений «с одним из поставщиков», наверняка подразумевающие Россию, которой стоит готовиться к этим осложнениям.
Обращают на себя внимание также и укрепившиеся позиции Турции. Ее руководство вполне может использовать факт увеличения объемов поставок газа из Азербайджана в рамках антироссийской политики.
Примечательно, что азербайджанские эксперты не рассматривают Южный газотранспортный коридор в качестве конкурента России. Его первоочередной задачей, по их мнению, является снижение нагрузки на экономику, вызванной низкими ценами на нефть, а также сохранение относительной самостоятельности внешней политики Азербайджана.
Напомним, Южный газотранспортный коридор включает в себя Южнокавказский газопровод (Баку — Тбилиси — Эрзурум), Трансанатолийский газопровод (Азербайджан, Грузия, Турция, Греция) и Трансадриатический газопровод (Греция, Албания, Адриатическое море, Италия). Общая протяженность ЮГК составляет около 3 500 км. Изначально предполагаются поставки газа с азербайджанского месторождения Шах Дениз, в дальнейшем ожидается получение дополнительных объемов газа из Туркмении, Ирака и Ирана.
Ежегодно по Южному газотранспортному коридору в государства Европейского союза и западной части Балканского полуострова будет доставляться 10 миллиардов кубических метров природного газа с морского месторождения Шах Дениз в Каспийском море. Летом 2021 года планируется провести работы по формированию условий для увеличения объемов поставляемого газа до 20 миллиардов кубических метров в год.