На выставке в Нижнем Новгороде по-своему представили историю костюма в СССР

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Десоветизация
Десоветизация

Реконструкции костюмов по эскизам авангардных художников для выставки «Авангард — Театр — Мода», которая проходит в Нижнем Новгороде, представили дизайнеры из разных городов России, 29 января сообщает сайт Нижегородского государственного выставочного комплекса.

По словам организаторов выставки, они поставили себе цель познакомить зрителей с тем, как становление русского авангардного театра в начале XX века повлияло на развитие костюма и моды. Посетители мероприятия узнают и о том, как связано тогдашнее сценическое новаторство с архитектурой конструктивизма.

Дизайнерам удалось реконструировать в 3D-формате 78 костюмов авангардных художников тех лет. Организаторы выставки намекают на то, что эскизы этих костюмов были временно утрачены «в годы репрессий и гонений» со стороны советской власти.

Среди художников, чьи работы подверглись реконструкции — Александра Экстер, Александр Веснин, Вера Мухина, Александр Родченко, Варвара Степанова, Любовь Попова, братья Владимир и Георгий Стренберги, Нина Айзенберг, Наталья Гончарова.

Организаторы выставки особое внимание уделили Надежде Ламановой — художнице костюма, которая стояла у истоков отечественной моды XX века. Жизненному и творческому пути знаменитого русского и советского модельера целиком посвящена вторая часть экспозиции.

Выставка пройдет с 29 января по 15 марта 2020 года. По словам организаторов, она «задумана как признание любви к гениям русского авангарда».

Комментарий редакции

Директивный переход советского искусства от авангарда к соцреализму в середине 1930-х гг. — довольно-таки драматичное событие для своего времени. В то же время организаторы мероприятия сильно преувеличивают, когда говорят о «репрессиях и гонениях» в отношении художников-новаторов.

Во всяком случае, никто из тех, кому посвящена выставка, не был репрессирован ни в 1930-е гг., ни впоследствии. Более того, почти все эти художники продолжили творить и в эпоху соцреализма, пусть и с поправкой на необходимость следовать «генеральной линии».

Впрочем, если отбросить ангажированность, авторы выставки делают полезное дело, так или иначе приобщая всех интересующихся к глубинным пластам советского искусства. Печалит лишь то, что одна из полноправных частей нашего культурного наследия по-прежнему находится в плену идеологических предрассудков.